Путешествие в Тибет.

День 8
С утра пораньше посещаем монастырь Пелкор-Чоде и знаменитейший Кумбум, расположенный рядом с ним. Само слово “кумбум” обозначает то ли десять, то ли сто тысяч изображений – сами можете догадаться кого …

Впрочем я не совсем прав – кроме будд еще имеются “страшные” протекторы, но в общем-то они тоже уже немножко надоели. Впрочем, если вам хватит дыхания чтобы подняться на тридцать пять метров его высоты – ваши усилия будут вознаграждены сторицей. Виды со смотровой площадки весьма впечатляющи – и на сам Гьянцзе и на форт рядышком.

Последний вид снизу на форт

Еще пара часов в дороге – и мы в Шигаце – втором по величине городе Тибета. Гостиница ничем не хуже предыдущей – создается впечатление, что бывалые путешественники зря пугали нас спартанскими условиями в дороге. Обедаем согласно рекомендации “Лонели Планет” и вот в этот раз путеводитель дает окончательный сбой, а мы уже настолько доверяем его рекомендациям, что ни назойливые мухи, ни ленивая и не особо понимающая английский язык официантка не вызывают у нас немедленное желание покинуть это место. А зря. То есть ничего откровенно плохого нам там не подали, но и назвать слишком вкусной эту еду у меня язык не повернется.

После обеда посещаем монастырь Ташилумпо – – вотчину Панчен-Ламы. Он считается вторым по значимости религиозным авторитетом тибетских буддистов, и конечно-же является весьма почитаемой фигурой. Китайские коммунисты в своем желании контролировать религиозные стремления масс весьма напоминают своих советских коллег, вот только вмешаться в процесс нахождения нового ламы чуточку сложнее чем заставить синод назначить нужного властям священника – традиция реинкарнаций как-никак. Иногда получаются сбои, как например с новым Панчен-Ламой. Вернее новыми Панчен-Ламами Дело в том, что предыдущий Панчен-Лама отошел в мир иной почти тридцать лет назад (на самом деле с точки зрения буддиста я вот прямо сейчас страшно его оскорбил этим предложением, но к идеологии буддизма мы еще вернемся).Находящийся в изгнанииДалай-Лама отрядил экспедицию, которая должна была найти новую реинкарнацию Панчен-Ламы, ребенок был найден и идентифицирован к радости многочисленных верующих.

Китайцы его кандидатуру не одобрили, и назначили своего Панчен-Ламу, а “старого” посадили под домашний арест в возрасте пяти лет. Сейчас ему уже восемнадцать (если жив конечно), и наверное он уже не может претендовать на звание самого молодого политзаключенного планеты.

Вернемся к самому монастырю – как вы понимаете к этому моменту удивить меня каким-либо изображением или статуей Будды было непросто. Тем не менее монахам Ташилумпо это удалось. Представьте себе двадцатисемитровую фигуру с пальцами длинной в метр, добавьте триста килограмм золота, ушедшего на облицовку, и вы, возможно, сумеете разделить мое удивление. Кругом, как обычно, снуют паломники с термосами наполненными ячьим маслом, монахи занимаются какими-то хозяйственными работами по монастырю, рядышком на площади репетируют концерт народной самодеятельности, народ втыкает на артистов,а я их фотографирую прямо в процессе.

Прогулялся чуток по самому городку – забрел в мусульманский квартал – странновато конечно видеть китаянок в хиджабах, но в Тибете, как ни странно, живет немало поклонников ислама. “Лонели Планет” советовал зайти в Лхассе в одну из их забегаловок, попробовать какие-то особые нуддлз, но я решил воздержаться 🙂

Еще одна забавная история связанная с “ЛП” – я прочитал там вдохновенное такое обращение к туристам обеих полов не ходить по Тибету в шортах – типа это не очень прилично, и сразу-же выдает в вас туриста. Пересказал это Роме с Аленой, вместе посмеялись – можно подумать, что все остальное в нас туриста не выдает, и если мы с утра одели джинсы, то будем выглядеть точь-в-точь как коренные тибетцы.Посмеялись. На Алене как-раз была надета юбка чуть выше колен, вполне кошерная по израильским понятиям. Минут через десять подходим ко входу в монастырь, а нам монахи жестами показывают – нескромно вы ребята одеты, внутрь не пустим. Впрочем,буддисты уж больно предусмотрительны – даже поскандалить не получилось – они сразу-же выдали длинную такую юбку каких-то невообразимых размеров, Алена ее вокруг себя несколько раз обернула – получилось вполне нормально. Заходим в монастырь, шляемся по нему немножко, и вдруг нам навстречу громадных размеров американец – тоже завернутый в такую юбку.

Так мы в очередной раз постигли мудрость Лонели Планета.

День 9
Едем в Тингри (он-же Старый Тингри) – красота кругом просто неописуемая – долина со всех сторон окружена горами, на некоторых из них- снежные шапки.

Все население деревушки находится на улице – ремонтирует дома,что-то продает, освежевывает барашка, кого-то куда-то возит.

По центральной улице – она-же единственная – ходят практически ручные очень жирные вороны и еще какие-то птицы вида стервятников. Возможно, это связано с тибетскими похоронными обрядами, расскажу о них отдельно. На зеленых альпийских лугах пасутся овцы,яки и парочка коров

Круговорот барашка в природе

Предолимпиадное строительство

Женсовет

ЛП утверждает что рядом есть какие-то горячие источники с двумя опциями купания – в общей лужице и в отдельном бассейне. Говорим гиду и водителю чтобы отвезли нас туда. Приезжаем. Общая лужица выглядить настолько ужасно, что мы боремся с желанием немедленно оттуда свалить – эдакий бассейн метра три на шесть, с водой в каких-то желто-красных разводах, в которой уже купаются пятеро местных чумазых детишек.

Здесь расположена купальня

Все-таки просим показать отдельный бассейн – нас отводят в отдельную запирающуюся комнатку в которой расположен задрипанный, но вполне приличный бассейн, посередине его – разлом, в разломе течет какая-то водичка, вроде даже прозрачная, в нее пузырьками выходит какой-то газ. Пробуем воду – она теплая и вполне приятная, но существует одна загвоздка – сам бассейн пустой, а в разлом даже моя нога целиком не уместится. Спрашиваем хозяина – как так, он через гида отвечает – проплатите бабло, бассейн заполним. Сорок юаней с носа плюс по десять за полотенце выглядят если не сделкой века, то вполне приличной ценой. Платим, бассейн начинает заполняться. Часа полтора предаемся водным процедурам, затем возвращаемся в гостиницу, еще немножко гуляем по деревне, электричество включают только после наступления полной темноты, ресторанов как таковых нет – ужинаем в гостинице, знакомимся с компанией русских туристов – трое ребят из Ярославля (чуть позже мы узнали кем они работают) и учительницей английского языка из Москвы. Вечер заканчивается приговоренной таки бутылкой Laphroaig Cask Strength 55.7% и разговорами за жизнь хотя в принципе алкоголь на такой высоте пить уже не рекомендуется. Ложимся спать в половине двенадцатого – это очень верный шаг, потому-что ровно в двенадцать свет выключают – нечего зря гонять генератор. Вообще – гостиница еле тянет на одну звездочку – но лучших в округе просто нет. Туалет на улице – обычного китайского стиля, в номере из удобств только термос и одноразовый стаканчик с щепоткой зеленого чая. Вроде есть душевая – тоже на улице, но после горячих источников она мне не понадобилась. В комнате откровенно холодно – приходится спать в одежде. Просыпаюсь где-то в половине пятого ночи от сушняка частично вызванного алкоголем, частично высокогорьем, минут пять соображаю вообще где я и зачем я. В темноте видно реально плохо. Надеваю очки, лучше не становится. Понимаю, что полвечера протусовал в солнечных очках, а обычные глубоко в сумке которую опять-же не видно из-за темноты. Bootstrap problem, блин. В конце концов, нахожу на ощупь бутылку с минералкой, утоляю жажду и отрубаюсь до половины девятого утра.

5 Comments

Leave a Reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.