Потихонечку наш народ начинает заболевать фрирайдом. С каждым годом все больше и больше времени проводим вне трасс, в связи с чем не мешает ознакомиться с правилами техники безопасности, призванными свести к минимуму риск не вернуться после очередной вылазки. Лично я, прочитав несколько статей по теме и вспомнив, как два года назад в Сан Антоне, когда мы там катали, сошла лавина, убив несколько человек, проникся, чего и вам желаю.
Итак, вы уже в горах, возомнили себя райдером и решили совершить свои первые райдерские подвиги. Секундочку, уважаемые: пока не станете уверенно передвигаться – не смотрите даже на “карманные” склоны без опытного сотоварища, а лучше – инструктора.
Впрочем, если вы упорно трудились на учебных трассах, уже достаточно уверенно катите по неухоженным склонам (от в хлам раздолбанных бугров до клейстероподобной каши) и вас гипнотически притягивают дикие целинные просторы – что ж, выберите себе гида с незапятнанной репутацией – и в путь. Пройдет, наверное, совсем немного времени, и вы станете опытными и искусными. А там, глядишь, и свободный полёт, а гидские деньги – на пиво!
Вот тогда то, что вы прочитаете сейчас, сможет помочь вам в вашей долгой и счастливой райдерской жизни.
Ни за что не экономьте на снаряжении. В первую очередь, на тех разделах, которые касаются вашей безопасности, прямо или косвенно.
Защита. Не считайте, что появиться в шлеме (даже на Нагорной) – вызывающе. Склон, канты вылетевшего неизвестно откуда чайника, обледенелый заструг, торчащий камень лежащая опора в равной мере опасны незащищённым частям тела. Пусть ваши знакомые презрительно кривятся: погоняй, мол, с мое, а тогда уже заводи твердую фуражку. Пусть кривятся. Время покажет, кто прав.
То же самое касается защиты не только головы, но и всех остальных частей райдера: наколенников, налокотников, набедерников и прочего.
Лавинные датчики (“биперы”). Назвался райдером – не появляйся никогда без датчика на большой горе. При этом датчик должен быть закреплен на вашем теле и включен. Включать нужно, одеваясь для выхода на гору, выключать – переодеваясь после катания. Лучше подмигивать огоньками, на манер новогодней елки, сидя в кафе, чем валяться под снегом с выключенным бипером (проклиная склероз), либо удивить друзей, нашедших вместо вас ваш рюкзак с “пищалкой”, но без хозяина.
Не появляться без бипера на горе даже в том случае, если не планируете отъезжать и на метр от трассы.
Закадычный друг ведь может сделать предложение, от которого вы будете не в силах отказаться. Или понадобится срочная помощь спасателям “в местечке за углом”. В таких случаях отказывать не принято.
Комиссар по безопасности трасс Кубка мира по фрирайду Берндт Шульке, обмениваясь с автором статьи на прощание биперами, просил: “Дай слово, что будешь снимать его, только ложась в постель!” Практически так и поступаю и вам того же желаю.
Теперь несколько слов о нюансах выбора.
Полноценный лавинный приемо-передатчик (трансивер) любой известной фирмы стоит по-грабительски дорого, как и любое снаряжение, связанное с непосредственным обеспечением безопасности. Скорее всего, у вас появится искушение существенно сэкономить и вместо этого приобрести куртку, ботинки, лыжи, борд (выбрать нужное) с усиленно рекламируемыми производителями одежды и снаряги пассивными отражателями сигнала. Такая пластиночка уже вошла в стоимость товара, потому, сами понимаете, совсем не бесплатна. Так вот, этот пассивный отражатель может отразить сигнал лишь специального (довольно громоздкого) прибора, которым укомплектованы спасательные службы отнюдь не во всех странах. Для поиска этим прибором (даже на просвещенном Западе) необходимо, чтобы кто-то оповестил спасателей, а те, в свою очередь, доставили этот прибор (с собой его никакие патрульные не возят), и только после этого вас примутся искать. При идеальном раскладе на все эти приготовления уходит не менее часа. По статистике к этому времени в живых остается не более 15% пострадавших. В общем, делайте выводы сами.
Кроме приемо-передатчиков (трансиверов), есть еще ресиверы.
Стоимость по сравнению со стоимостью трансиверов – в четыре-пять раз меньше. Искать таким прибором невозможно, зато можно быть найденным. Потому они и выдаются лишь профессиональными гидами для своих клиентов и исключительно при высокой ожидаемой безопасности склонов. Зато сами гиды никогда на себя ресивер не повесят.
У нас и за рубежом с колоссальной скидкой можно приобрести трансиверы всех современных производителей несколько устаревшего образца – аналоговые. В отличие от современных, цифровых и аналогово-цифровых, снабженных жидкокристаллическими экранами, на которых отображается расстояние до искомого прибора, а часто и направление максимального сигнала, аналоговые ориентируют исключительно по силе издаваемого звука: расстояние определяется механическим вращением регулятора, снижающего тон звука. В условиях поискового стресса плохо тренированный любитель может совершить ошибки в направлении поиска, ведущие к фатальным последствиям.
Положительная сторона ресиверов: их надежность, прочность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям. Поэтому для рядового райдера они годятся, но при условии постоянной, не реже дня в месяц (даже летом), тренировки с ними. В общем, новое поколение выбирает аналого-цифровые ресиверы!
Лавинные щупы. Очень даже удобны. Компактно складываются. По цене намного дешевле биперов. Продаются отдельно и в комплекте с лавинными лопатами.
Мое частное, но непоколебимое мнение: непрофессионалу-райдеру лавинный щуп, что зайцу – стоп-сигнал.
Выезжая за пределы трассы, вы обязаны иметь бипер, а при его наличии, да еще и при умении им пользоваться (что вы тоже обязаны), щуп вам просто ни к чему. Кроме того, при поиске в обычных для лавины снежных обломках разной плотности щуп вообще может превратиться в орудие убийства. Нервно ширяя им в толщу, вы совершенно не представляете, куда попадёт его наконечник: в глаз, ухо, вену и т.д. При этом плотно упакованный в “снежный саван” пострадавший вам адекватно ответить не сможет.
Лавинные лопаты. Вещь необходимая при катании вне трасс. Стоит немало, но заменять ее более доступной саперной или садовой не рекомендуется.
Ну вот, с инвентарем разобрались. Теперь поговорим об использовании.
Все описанные выше приспособления – никчемные побрякушки, если не уметь ими виртуозно пользоваться. Это требует систематической тренировки. С биперами, дабы не тратить драгоценное время в горах, вполне успешно репетируется на равнине, в том числе и летом. По-моему, летом и на плоскости даже лучше: следов того, кто прячет, не видно, направления склона, как подсказки, в какую сторону двигаться, тоже не видно.
Если, скажем, на даче, друзья или родные не разделяют ваш пыл и предпочитают пить пиво вместо того, чтобы помогать вам прятать всякую ерунду, то у ваших или соседских детишек такие вот “прятки” вызовут восторг и одобрение. Что ж, поиграйте с детьми с пользой для дела.
Процесс откапывания пострадавшего потребует не меньше времени в тренинге, чем работа с бипером.
Увы, летом такая штука не пройдет. Нужен снег, достаточное количество для того, чтобы успешно закопать для начала мешок с тряпками, а затем, по мере приобретения опыта, настоящего добровольца. Оставив вокруг головы достаточно места для дыхания, помните, что снег воздух проводит, но вокруг рта человека за счет дыхания быстро образуется ледяная корка.
По этой причине во время тренировок лучше вывести от головы наружу широкую и недлинную трубку. Настоятельно советую покопать “вживую” и самому побывать в роли “пострадавшего”. Первое научит бережному обращению с инструментом и частями тела вызволяемого, второе – подарит неизгладимые впечатления от пребывания в лавине, пусть даже “игрушечной”. Только после этого вы по-настоящему не захотите в нее попадать.
Поиграйте в эти игры хорошенько, лучше – в присутствии опытного человека и вместе с теми, с кем планируете кататься.
Да, еще следует сказать о новомодных примочках вроде рюкзаков, снабженных чем-то вроде прорезиненного мешка и капсулы со сжатым газом.
При попадании в лавину райдер дергает за рукоятку шнура, расположенную на лямке рюкзака, и этот самый мешок мгновенно надувается, что помогает телу райдера находиться на поверхности лавины. Есть модели, в которых надувание происходит автоматически за счет влияния тех, либо иных запрограммированных факторов. Есть подобные автоматически надуваемые жилеты. Последние выигрышно отличаются от рюкзаков тем, что заведомо не переворачивают в лавине обладателя вниз лицом.
Устройства эти достаточно дороги и не делают неуязвимым при попадании в лавину, имеют значительный вес, безусловно, ощутимо стесняют ваши движения. Но если покупка по карману, приобретение такой штуковины оправдано. Только пусть она будет на вас всегда, когда вы выезжаете за трассу.
И еще несколько слово о средствах мобильной связи. Они очень облегчают положение в аварийных ситуациях. Очень важно, чтобы в телефоне был забит номер спасательной службы, а в радиостанции – ее частота, а в тех буераках, в которые намерены полезть, связь имеющимися средствами была гарантированно осуществима. Сложность при наличии последней состоит лишь в том, чтобы суметь описать место. Известны случаи, когда умудрялись дозваниваться до спасателей из ледниковой трещины. И все хорошо при этом заканчивалось. Спутниковый телефон значительно упрощает дело, но его наличие опять-таки вопрос вашей кредитоспособности.
Помните: что бы с вами не случилось на спуске, причиной является только ваше решение.
Основной вопрос безопасности – ехать/не ехать. Решение “ехать” допустимо исключительно в случае нулевой опасности схода самопроизвольных лавин. О состоянии опасности вы можете получить информацию исключительно у профессионалов – гидов и лавинщиков этого региона.
Приверженцев сноуборда должен разочаровать: требования к безопасности склона для них значительно выше, чем у лыжников. Высокая инертность инструмента, ассиметричное положение относительно оси инструмента, делающее тело райдера намного менее устойчивым, и не отстегивающиеся крепления. В случае попадания в лавину, падения в NO FALL ZONE последствия для сноубордиста могут быть неизмеримо серьезнее, чем для “парнокопытных”.
Никогда не выезжайте за пределы трассы группой менее четырех человек (проблема, свойственная, скорее, лыжникам).
В меньшем количестве вы не сможете в нужном темпе найти попавшего в лавину, одновременно отослать человека, чтобы привести спасателей в нужное место, оказать посильную первую помощь и начать транспортировку. Даже два человека на лыжах не в силах транспортировать серьезно пострадавшего мало-мальски длительное время. На сноубордах же – совсем беда. Бордеры, помните: без помощи спасателей в этом деле вам не обойтись! При этом стоит заметить, что если в группе более шести человек, ее мобильность резко падает.
Скорость оказания помощи напрямую зависит от сработанности группы. По этой причине райдеры должны быть командой. Последнее достигается совместным катанием и тренировками. Чем длительнее этот процесс, тем эффективней действия в экстремальных обстоятельствах.
Даже при самом благоприятном состоянии склона ни в коем случае не выезжайте за трассу при плохой видимости. Нарушать это правило можно только тогда, когда вас ни ведет опытнейший гид, абсолютно уверенный в безопасности данного мероприятия.
Превалирующая причина несчастных случаев с райдерами-любителями, выехавшими без сопровождения гида – незнание маршрута, намеченного для спуска. Последний должен быть изучен визуально “на пленэре”, либо по фото. Необходимо определить все потенциально опасные места: зоны вероятной лавинной опасности, скалы, участки со льдом и т.п. Обязательно получение консультации у профессиональных райдеров, гидов, спасателей. Ориентиры по ходу движения нужно выучить намертво.
При этом наиболее безопасны:
участки, на которых сквозь свежий снег просматриваются следы движения старых лавин;
участки, покрытые застругами (высотой более 15-20 см);
участки, раскатанные до появления хотя бы небольших бугорков;
контуры дорог, просвечивающие сквозь снег;
участки уменьшения угла падения склона на меньший;
10-12-метровые участки вдоль вертикально направленных гребешков (шарниров вертикальных контуров, если говорить профессионально);
“пятачки”, опирающиеся сверху на деревья и большие камни;
укромный уголок в уютном баре приличного отеля.
Неблагоприятны:
участки под крутыми “стенами”, кулуарами со следами падения камней и кусков льда, минеральные конусы под большими кулуарами со следами свежих лавин, пусть даже микроскопических;
крутые снежные участки под выходами скал или нижней границей леса;
зоны перелома угла наклона снежного склона на больший;
“воронки” в верхней части кулуара;
наиболее узкие места кулуаров;
крутые (от 20-ти градусов) участки нетронутого снега, либо жесткого наста, льда над обрывами, теснинами, открытыми осыпями, лесом;
участки нетронутого, либо с небольшим количеством следов снега, покрывающего рододендроны, некошеные луга, наледи, скальные плиты;
места массовой апре-тусовки ваших знакомых, известных своим безнравственным поведением.
Веским доводом для прекращения намеченного спуска и поиска пути для безопасного возвращения на трассу являются вызванные вами просадки снега. Стоять на таком участке можно безопасно, но лишь для того, чтобы обдумать путь эвакуации в сторону. Упаси Вас Боже продолжать по такому склону движение вниз!
Веское основание прекратить до следующего дня катание по свежевыпавшему “пуху” – умеренный ветер, начавшийся через час-полтора по окончании снегопада. Поземок, тем более метель – основательная причина для пересмотра степени безопасности склона. И не всегда исключительно подветренного.
Мокрый снег (тот, из которого нажатием руками можно выдавить хоть немного воды) глубиной более 20 см вне трассы на склоне крутизной от 18 градусов не пригоден для маршрута. На склоне круче 30-ти градусов с мокрым снегом вообще делать нечего.
Верьте только своим следам, либо следам ведущего вашу группу.
След, проложенный впереди идущим может указать на стабильность лишь верхнего слоя снега, да и то – свежего и не мокрого. Сомнительные участки преодолеваются по одному с соблюдением всех правил предосторожности (даже двадцатым в группе). Зафиксирован случай, когда лавина пошла под сорок вторым. А под третьим-четвертым – сплошь и рядом.
Жесткий наст – это еще не гарантия устойчивости склона. Под “доской” может развиться глубинный иней. Толпа народа будет кататься месяц по ней, а крякнуть она вполне может под вами. Самые надежные склоны – раскатанные до бугров. Не известно ни одного случая обрушения лавины на могульной трассе.
Теперь подробнее о спуске.
Перед спуском определяется очередность – кто за кем. Каждый знает свой номер и до конца спуска этот номер не меняется. Бросаться вниз “черной тучей” предоставьте героям комиксов.
Первым обычно едет самый техничный, отлично знающий маршрут (“забойщик” по-альпинистски). Самый опытный, обладающий в группе наивысшим авторитетом, “вожак стаи” – вторым. Последним едет очень надежный, сведущий в оказании первой помощи, отлично катающийся.
Такой расклад объясняется тем, что чаще всего всяким неожиданностям подвергается первый. На долю второго ложится задачи по организации помощи “забойщику”, от поиска его в лавине до совета в выборе маршрута, и оглашению выбранной тактики остальным. На долю же последнего (“закрывающего”) выпадает самый раздолбанный снег, занудство с поиском отстегнувшейся лыжи, откопкой утонувшего по макушку вместе с бордом товарища и так далее. Первым надо восхищаться (как-никак “грибной дедушка”), перед вторым благоговеть ( на то он и “вожак”), а последнего, “закрывающего” – ублажать (в противном случае такого вовсе не сыщешь).
Каждый последующий номер не выпускает из поля зрения предыдущий. Никогда не выпускает и несет за это ответственность. При прохождении маршрута преимуществом пользуются направления движения, в которых обозревается наиболее дальняя перспектива без разрывов в обозрении. Обычно такие участки приурочены к отрицательным формам рельефа, наименее напряженным.
Если же приходится лезть через перегиб, 30-метровые участки ниже линий перелома угла склона на больший преодолеваются косым спуском по прямой, либо одной дугой не дольше, чем за две секунды. Траектория движения должна быть заложена так, чтобы в случае обрушения доски она не совпадала с направлением движения последней и без каких-либо корректировок с вашей стороны выводила в безопасную зону.
В случае попадания участника группы в лавину:
Заметивший движение попавшего в лавину, его последнее появление на поверхности подзывает сзади идущих к себе, останавливает движение впереди идущих, не отрывая глаз от места последнего появления на поверхности. Голосом и жестами выводит последующий номер на это место. И только затем подъезжает туда. Самый опытный начинает движение с включенным на поиск бипером по линии падения воды. Остальные, отойдя в сторону на 10-15 метров, также движутся вниз, подпеленговывая биперами центрального.
Определив точку над пострадавшим, очень тщательно (для этого должны быть согласованы показания всех биперов) обозначают линию радиусом в1,5 метра и окапывают вглубь немного более, чем показания биперов в точке над пострадавшим. Затем очень аккуратно начинают очищать от снега внутренность круга. Откопав какую-либо часть тела пострадавшего, можно определить (хотя и не всегда) его положение в лавине и, сориентировавшись, завершить извлечение.
Вопрос оказания первой помощи и транспортировки обширен и прекрасно освещен в соответствующей альпинистской литературе. Опять же помощь и транспортировка требует тренировки. Так что готовьтесь: береженого бог бережет.
Надеюсь, теперь совершенно ясно, что:
Если вы в лавине, потарайтесь по возможности сгруппироваться, удерживая руки перед лицом.
Если удастся продержаться в таком положении до остановки лавины, вам будет неизмеримо легче увеличить полость вокруг рта и носа, а может, и пробиться хотя бы кистью руки к поверхности, что резко сократит время поиска. Не пытайтесь кричать, даже если отчетливо слышите разговор спасателей. Вы моментально потеряете силы, а с поверхности ваш голос никто не услышит.
Не рассчитывайте, пускаясь в путь, что спасатели, даже лучшие в мире, моментально вас вызволят. Сами поехали, вашим друзьям Вас и спасать. Спасатели должны рассматриваться как чудо. И напоследок еще раз: берегите себя. Удачной охоты!
Об авторе. Игорь Комаров – ведущий инженер Эльбрусского военизированного противолавинного отряда, КМС по альпинизму, инструктор альпинизма, инструктор-методист первой категории горнолыжного туризма, жетон спасателя КСП получен на первенстве СССР по спасработам в 1978 году, советник по лавинной безопасности всех чемпионатов России, этапа Кубка Европы по фрирайду, автор и ведущий программы “Пилотирование потенциально лавиноопасных склонов”, совместно с Кириллом Анисимовым автор и ведущий летнего бэккантри-проекта “Перезимовать лето”, первые спуски на лыжах с вершины по Северному и Восточному склону Эльбруса. Ответы на частные вопросы, связанные со статьей, можно получить на сайте www.snowadventure.ru
Фото: tignes.ifrance.com
Автор: Игорь Комаров
Источник: Газета.Ru
Leave a Reply