Поскольку, к сожалению, большую часть жизни мы проводим не в отпуске, то отпуск, а вернее начало его – это стресс. Подготовиться к этому стрессу надо заранее, а не то он испортит вам весь отпуск. Совет один – не торопиться…
Формат поездки. Нас было четверо: мы с женой, пятилетняя дочь и наш родственник из Германии. Все заказывали сами: полет, апартаменты и машину. На месте взяли школу, снаряжение и скипассы. Австрия. Тироль. Долина Оцталь. Три часа дня. Мы въехали в деревушку Зольден, проделав путь Тель-Авив – Мюнхен на самолете и Мюнхен – Зольден на снятой машине.
Первое впечатление: снега нет, трасс нет, место само ни то ни сё, так по себе, дыра! Вечер добавил красок в отрицательное впечатление. В первой же конторе, где мы хотели узнать об уроках и съеме оборудования мы нарвались на русскую девушку, которая нас обслужила по первому русскому классу, т.е. прохладно и почтительно.
Нам не хамили, но почему-то из ответов девушки вышло, что то, чего мы ищем, эта школа предоставить не может. А именно, детская школа у них где-то далеко, детей туда отвозят непонятно на чем и непонятно кто. Нас это отпугивало. Кстати, встретила нас девушка словами: «А я вижу, крадутся! Значит наши!». Этой фразой, наверное, она хотела нас к себе расположить. Типа, я такая же убогая, как и вы, можете на меня расчитывать. Забегая вперед, скажу, что назавтра, в другом отделении этой же фирмы, только без сомнительной «нашей» добавки, мы не только нашли все что искали, но и получили удовольствие от общения, хотя и на английском языке.
Так вот, мы выползли из конторы, не солона хлебавши, и пошли искать супермаркет, который со слов другой «соотечественницы», повстречавшейся нам ранее, должен был закрываться через 25 минут. супермаркет был через дорогу, но вот только оказалось, что закрылся он уже 5 минут назад. Упсс…
Толком ничего не евши сегодня и уставшие с дороги, мы потащились в свои апартаменты. Дорогой нам встречались пабы набитые людьми. Особенно выделялся один паб, перед входом которого был поставлен гигантский зонтик, подобный тому, которые раскрывают на пляжах. Под этим зонтиком было набито человек 200 пьяного и веселого народа. Гремела музыка. Народ был в лыжной одежде, видно, что сразу со склона. Все весело говорили, орали и смеялись на непонятном языке. Мы шли с тоской в душе – мы чужие на этом празднике жизни…
Спасло то что, еще утром, в аэропорту, мы купили коньяк. Это хороший экстракт оптимизма жидкой фракции. В принципе-то все было хорошо, а с коньяком все становилось лучше и лучше. И вообще-то, надо было лишь дождаться завтра.
Был разработан план по «завоеванию» Зольдена. План включал в себя два основных момента: разведка и захват. Разведка была проведена в 7 утра, кода в Золдене на улицах можно встретить только обслуживающий персонал. Мы на нашей большой черной машине (Opel Zafira MPV) объехали Зольден вдоль и поперек, дословно. Обнаружили: супермаркет с нормальной стоянкой, конторы со школами и места съема оборудования, большие бесплатные стоянки около двух основных начальных подъемников, которые забрасывают людей на гору.
Зольден просыпался и мы, закупившись на первое время в супере, вернулись в наши апартаменты изрядно приободрившиеся.
Позавтракав, мы приступили ко второй части нашего плана – «захвату». Нам нужно было в относительное короткое время найти школу нашим девочкам (одной 5 лет, а вторая её мама). Нужно было взять напрокат оборудование, ну и купить скипассы. И если с последним проблем не было, так как не было выбора, то с оборудованием и школой можно было влипнуть. Ну, то есть, поторопиться, а потом жалеть об этом, глядя на что-то более стоящее. Поэтому мы решили не торопиться. Мы поставили себе целью начать катание в 12 дня. Поехали в город и обошли пару контор.
Кстати о городе. Оказалось, что это классная альпийская горная деревня, с центральной улицей, полной ярких и колоритных магазинчиков, кафешек и ресторанчиков. Короче к 11 часам мы, уже записанные в школу, получали в магазине «Riml» оборудование. Школа эта называется просто «Лыжная школа» и существует с 1928 года. Она в Зольдене старейшая и самая большая школа. Удобно, что оборудование дает не школа, а ты можешь сам выбрать, в каком из магазинчиков: «Inter Sport», «Riml» (более известный как “Sport 2000”) и еще несколько менее известных, ты хочешь снять оборудование. Мы выбрали «Riml» потому, что он находился возле ближайшего к нашим апартаментам входа на подъемник. Как оказалось в «Riml» есть еще более существенное преимущество – если ты снимаешь там оборудование, то ты получаешь бесплатный доступ в их «ski depot» – это то место, где оставляют лыжи и ботинки, когда возвращаются с катания.
Школа, выбранная нами, базировалась на верхней станции этой самой канатки. Так что все шло в масть! На небе не облачка, на душе песня! Мы оставили лыжи в ski depot и вернулись в апартаменты, чтобы переодеться. Нет ничего ужаснее, чем в полной лыжной экипировке, выбирать себе лыжи и ботинки. Жарко, душно и ты уже готов согласиться со всем, лишь бы поскорее оказаться на улице.
Итак, в 12:03 мы вошли в кабинку гондолы, которая потащила нас туда, где начинались трассы
В Зольдене зона катания 150 км трасс, а вне трасс тоже достаточно. Три вершины выше трех тысяч, причем спуск там начинается за три тысячи. Зольденовцы называют свои вершины десятитысячником, складывая три трехтысячника.
Один из трехтысячников – это ледник, который в одном месте вылезает из под снежного одеяла и дает людям полюбоваться своей голубой и холодной бездонностью. Пару раз мы видели, как какой-то безбашенный бордер заезжал на эту стенку ледника сверху, а потом, увидев, куда попал, стоял там очень долго, остолбенев то ли от восторга, то ли от страха.
Трассы Зольдена отлично подготовлены, за ночь отратраченны. Трассы удобно соединены между собой – нет участков, где тебе надо пилить в гору, чтобы добраться до следующего подъемника. Бугелей совсем немного и они в основном на леднике, там, насколько я понимаю вообще проблематично строить что-то серьезное.
Черных трасс не много, но те которые есть очень добротные: местами крутые и широкие, местами узкие с бугорками, короче есть, где попробовать крутого катания. Есть черные трассы довольно-таки длинные, вернее можно спускаться по одной черной, а потом сразу по другой, где-то, наверное, полтора километра по высоте.
Красных трасс много и красные есть просто клёвые – широкие, блуждающие трассы, которые ведут тебя по одному склону, потом переводят на другой, затем спускают в долину и т.д.
Есть в Зольдене такая фишка, которую я раньше не встречал – это горнолыжный туннель в горе, т.е. чтобы переехать с одной стороны горы на другую, ты должен проехать на лыжах по туннелю, внутри горы. Ощущение абсолютно сюрное, когда ты скользишь внутри освещенного туннеля, тебе в лицо дует ледяной ветер, а впереди тебя маячит солнечный выход из туннеля.
Синих трасс, наверное, столько же сколько красных. Трассы очень широкие и на одних и тех же трассах есть места, где совсем полого и там больше народу, а есть места, где можно пролететь довольно-таки быстро, не думая с какой стороны кого объезжать. Трассы Зольдена, как и положено австрийским трассам, заточены на карвинговое катание. Это значит, что они, во-первых, в основном без бугров, с буграми есть отдельные участки черных трасс и специальные могульные трассы. Во-вторых – это трассы широкие. Первое вместе со вторым позволяет использовать в полной мере всю прелесть карвинговых лыж, когда для поворота, нужно лишь переводить вес тела, то в одну то в другую сторону, а лыжи при этом поворачивают сами и тебе лишь остается выбирать длину дуги поворота.
Кстати о длине дуги. Впервые в моей жизни, в том момент, когда мне в прокате подбирали лыжи, меня спросили, какие повороты я предпочитаю: короткие или по длинной дуге. Я ответил, что по длинной дуге, и он ушел, куда-то на склад, а потом принес мне лыжи, которые на его взгляд, мне должны подойти мне наилучшим образом. Лыжи оказались просто восхитительные (Volkl P60 Racing). Для меня самым удивительным оказалось то, что есть что-то, что подходит именно мне, под мой стиль катания. Так сказать то о чем вы всегда подспудно мечтали, но не знали, как спросить.
Вернемся к нашему первому подъему в 12:03.
Первые спуски – это стресс. Тело вспоминает движения. Мозг при этом абсолютно не работает и понимание того, что ты вот уже скользишь и вот уже спустился приходит с запаздыванием. Наша пятилетняя дочь, третий раз встав на лыжи, сначала вообще не могла вспомнить, как на них стоять а вернее, как стоять так, чтобы не катиться задом с горки. Так, что эти первые полдня катания, мы катались с дочкой по-очереди, вернее один катался, а второй поднимал её буксиром в горочку, а потом бежал за ней вниз. Но это «безобразие» было только первый день, так как со следующего дня дочка пошла в школу.
После первого дня мы вернулись в свои апартаменты довольные и почти не уставшие.
Отдельных слов заслуживают наши апартаменты, а особенно их хозяйка – фрау Раух. Сложно представить себе более заботливую и приятную женщину. Встречала нас она с подносом, на котором в хрустальных рюмочках в виде горнолыжных ботиночек нам был предложен шнапс. Еще из переписки с ней по интернету мы видели, что её отношение теплее, чем того требует минимальное приличие, а тут познакомившись с ней воочию мы увидели насколько теплее. Во время переписки, когда она узнала, что мы из Иерусалима, она написала нам, что мы первые гости у неё из Иерусалима и что для неё будет большая честь принять нас. Мы ей отправили открытку на Рождество с видом на Старый Город, и она нам потом сообщила, что хранит это открытку, как икону.
Каждое утро мы находили за дверью своих апартаментов свежие булочки в плетенной корзине и открытку с пожеланиями хорошего катания и времяпровождения. Иногда к булочкам добавлялась копченная ветчина, конфеты или еще что-нибудь вкусненькое. В наших апартаментах была сауна, которую нам, на четвертый день нашего пребывания любезно растопили. Можно было бы и раньше и чаще, но нам как-то не хотелось.
>br>
Итак, на следующее утро, наши девочки разошлись по школам, а мы поехали «просто» кататься.
О детской школе. Дочка наша встала на лыжи в три года, в Сант-Антоне. Но тогда это был детский сад, и катались они там, чисто символически и только в «лягушатнике». Прошлый год был потерян для неё в частности и для нас вообще в Болгарии, так что, в общем-то, дочь наша пошла в Зольденовскую школу почти с нуля. Она была в школе четыре дня. Первые пол дня в «лягушатнике» с другими начинающими детками. Начинающие там, в основном трех, четырех летнего возраста. Отдача инструкторов в школе очень-очень высокая. Судите сами, на шесть детей – три инструктора, один ставит детишек на детский подъемник, предварительно поймав их после спуска, второй инструктор (все женщины), ждет их наверху и по одному, сама стоя на коленях, ставит малышам ножки в «пиццу» и пускает их вниз. Посередине этой трасски опять–таки на коленях сидит третья инструктор, которая вылавливает детишек, поправляет им ножки и пускает дальше. Так детки делают свои первые спуски.
Уже после обеда дочку одну перевели на другой, более продвинутый подъемник в «лягушатнике», где еще один, четвертый инструктор «катал» её по трассе с флажками.
На следующий день нам вообще подфартило. Появилась новая детская учительница Флора – очень приятная дама из Москвы. Флора, по её словам, закончила в свое время МГИМО, 30 лет работала в Министерстве внешнеэкономических связей, увлекалась горными лыжами, а потом решила превратить хобби в профессию. Вот уже седьмой год она работает детским горнолыжным инструктором на территории Австрии. Была в Цель-ам-Зи, потом в Маерхофене, а последние два года в Зольдене. У Флоры наша Мишель училась два дня вместе еще с одним мальчиком из Польши по имени Михал. Это получились почти частные уроки, которые вообще-то стоят совсем других денег.
За эти два дня Мишель сначала стала кататься на бугельке, а потом и на креселке, на синих трассах. Я не верил своим глазам, для меня это было сущим волшебством!
На четвертый день Мишель поставили уже в группу с более продвинутыми детьми к милой девушке по имени Даниэла.
Это был заключительный день школы и поэтому в 11 часов были устроены соревнования для всех учеников этой школы. Отгородили трассу, поставили красные и синие ворота, организовали финиш и старт – все как полагается. На финише сидели люди, которые в микрофон объявляли имя спускающегося. Зрители азартно болели, а на финише детей встречал большой пингвин Бобо – символ школы и вручал им конфеты. В 14:30 в помещении школы было проведено награждение детей грамотами и памятными медалями.
В общем, со школой нам повезло. Они сами, без наших просьб, переводили Мишель из группы в группу, когда видели, что она способна на большее. Жене школа тоже понравилась. И результаты потом были налицо. Я наблюдал, как Женька вырисовывала дуги, проезжая над ней на кресле.
Вообще, средний уровень катания в Зольдене, как и везде, наверное, в Австрии, очень высокий. Конечно, попадаются чайники, но они не буйные и умеют контролировать скорость – народ проходит первые шаги в школах. Идиота, который, первый раз встал на лыжи, забрался повыше и эх!, покатился вниз, вы там не встретите. Люди умеют кататься, хотя конечно настоящих «рисовальщиков», как всегда мало, но зато они видны издалека. Самое главное, что на трассе ты даже с маленьким ребенком чувствуешь себя спокойно. Приятно кататься среди воспитанных (в горнолыжных школах) людей.
Тут я хочу сказать о людях, с которыми мы столкнулись в Зольдене, с теми, кто оказывал нам там определенные услуги, будь-то инструктор в школе, кассир в столовке на горе или ребята из проката лыж. Всякий раз мы получали чуть больше, чем того требовалось по правилам. Все эти люди могли сделать меньше, ведь и так бы сошло, никто их за язык или за руку не тянул. Мне могли всучить те лыжи, которые были под рукой, а не ходить на склад. Мишель могли продержать все четыре дня в лягушатнике и т.д. Я могу объяснить это только тем, что эти люди очень хорошо относятся к своему месту работы и к себе вообще. Спасибо им всем.
И еще. Не секрет, что это дорогое удовольствие – ездить кататься на лыжах. Но вот, честное слово, с таким отношение к тебе, с таким сервисом, расстаешься с деньгами без капли сожаления и можно даже сказать с радостью.
С погодой нам тоже повезло. Не было дней без катания. Один день, правда, Зольден накрыл туман и повалил снежок. В этот день было, конечно более приятно отсидеться в теплом месте.
Наше ApreSki. Поскольку мы были с пятилетним ребенком, то ночные пабы и рестораны остались без нас. Но пива мы попили хорошо! Один вечер провели в сауне, которая находилась в нашем же доме.
По средам в Зольдене, проходит ночное шоу на горе. Выступают в шоу инструктора той школы, в которую ходили наши девочки. Нужно купить специальный скипасс на один вечер. Мы успели разок спуститься по освещенной трассе до того как шоу на горе началось. Еще до начала основного шоу народ развлекали на сцене какие-то девки-поджигательницы. Они пылали огнем в разные стороны и усердно кривлялись. Но народ все равно веселился, накачиваясь глинтвейном. Потом началось шоу. Прожектора ударили на гору и все увидели синхронно спускающихся человек 20 артистов-инструкторов. Потом были светящиеся в темноте горнолыжники, гоняющие с бешеной скоростью сноубордисты, команда на моноски и еще много номеров с горнолыжниками и сноубордистами, виртуозно выделывающими всевозможные крутые трюки. Народ гикал и аплодировал. В конце шоу начался фейерверк. И мы поехали опять, вниз по освещенной трассе. Спускаться ночью, когда над тобой бьет салют – это очень яркое впечатление!
В один из вечеров мы поехали в «Aqua Dome». Это такой водный дворец, находящийся километрах в 10 от Золдена, который стоит на природных горячих минеральных источниках. Там есть два бассейна с теплой и горячей водой, а из одного бассейна можно выплывать на улицу и плавать по каналу с горячей водой среди снега и мороза. Есть там и сауна, вернее комплекс саун. Сауны в Австрии смежные, так что для человека непривычного в этом есть особый колорит.
У нас было целых семь дней катания, которые пролетели так быстро, словно сами промчались с нами по трассам Зольдена. Наша чудесная хозяйка, нарядившись в традиционный тирольский наряд из накрахмаленной белой блузки и длинной черной юбки, провожала нас, стоя у дверей уже не наших апартаментов…
Прощай Зольден. Мы уезжали, и горы оставались в зеркале заднего вида…
Мы едем на наделю в эти горы и живем там, чтобы весь остаток года эти горы, эта красота жили в нас. И тогда многое воспринимается проще и веселее, потому что только с высоты этих вершин можно увидеть, как же мелки наши проблемы там внизу. В этих горах очень быстро восстанавливаются настоящие пропорции, что есть действительно важное, а что есть мышиная возня и жалкая суета. Эти пропорции стираются потом за год суеты. Снег на наших внутренних горах подтаивает от жара нашей круговерти, снег чернеет от грязных луж наших забот и проблем. Но мы знаем, что наступит тот день, где-нибудь в сентябре – октябре, когда мы снова ощутим тот зовущий ледяной кристально чистый ветер, ветер из долины, которую мы были вынуждены оставить в прошлом году. И мы бросим все, забудем все рациональное и помчимся опять навстречу нашим горам…
Leave a Reply