Хоть и не лыжная тема, но для перелетных лыжебордеров перед началом сезона актуальная. О том, куда пропадают чемоданы, и что можно делать для борьбы с этим явлением.
Вышло так, что двое моих родственников работают в системе авиаперевозок, однако, до недавних пор этот важный подарок судьбы использовался мной только по прямому назначению, вернее как раз не по назначению, ибо единственное, что приходило в голову, это получение своевременной информации о том, где и какие скидки на билеты можно раздобыть. Однако, предстоящий перелет компанией “Иберия” через Атлантику, транзитом через Мадрид навевал печальные раздумья. Печаль обусловлена была тем, что работники вышеназванной компании, в перерывах между сиестами, утруждать себя тяжелой работой не любят, отчего часть чемоданов, сдающихся пассажирами в багаж, прибывает вовсе не туда, куда прибывают их хозяева.
В нашем же случае, 50% багажа составляет горнолыжное снаряжение, а другие 50% – походное, и утеря любого из рюкзаков может для отпускных планов оказаться фатальной. И тут я сообразил, что родственники, по роду службы, наверняка имеют представление о том, почему и как доблестные идальго отчуждают багаж от его хозяев, и как можно с этим бороться. Мысль, была здравой, и нужный человек был подвергнут допросу с пристрастием, результатом которого я и делюсь.
Перво-наперво, утеря багажа не является прерогативой одной лишь “Иберии”, хотя среди летающих в Израиль регулярных компаний она явно лидирует. На другом конце линейки находятся: “British airways”, “Turkish airlines”, и “Continental” (это не есть официальная статистика, а всего лишь – личное наблюдение пытуемого). Однако, и они тоже далеко не всегда отправляют пассажиров, и их вещи одновременно, и в одном направлении. Раньше, этот процесс был устроен гораздо лучше (увы, это не старческое брюзжание, а факт), но после 9/11, когда начался обвал авиакомпаний, деньги в обслуживание пассажиров решили вкладывать по минимуму, в целях экономии. Отсюда все и покатилось, причем во всех фирмах сразу.
А устроен процесс так:
Для того, чтобы самолеты получали наземное обслуживание (check-in, багаж, заправка, и пр…) при аэропортах существуют фирмы этим занимающиеся. В Израиле, например, их две. Называется такой род услуг – ground handling. Чем больше стоит handling для авиакомпании, тем он качественнее. Оплата handling-у идет за человеко-час. Таким образом, если компания платит, скажем, за одного человека на сортировке чемоданов, да еще дешевой фирме, то ситуация получается, как у Жванецкого: “мы им делаем вид, что работам, а они делают вид, что платят нам зарплату”.
Итак, мы приезжаем в аэропорт за три часа, проходим проверку секьюрити, и check-in (кстати, число стоек check-in, и час их открытия тоже определяется тем, сколько денег заплатили handling-у). Каждый чемодан получает, соответственно, две наклейки: цветную от секьюрити, и наклейку с бар-кодом от chek-in-а, после чего, исчезает во чреве аэропорта. Транспортеры доносят его до еще одного поста секьюрити, внутреннего, где специально обученный работник, если не находит цветную наклейку, нажимает кнопку, и чемодан сваливается с ленты в специальный контейнер, из которого позже он будет вытащен, и подвергнут дополнительному просвечиванию, и исследовнию. Делаться это будет тогда, когда у службы безопасности найдется время. Тот факт, что владелец уже давно в воздухе, а следующий самолет в том же направлении летит через неделю, ни у кого не вызывает священного трепета. Поэтому, правило номер раз: следить за тем, чтобы наклейки службы безопасности были приклеены плотно, и не сваливались.
Если внутренний пост пройден благополучно, то багаж на ленте подъезжает к системе сканнеров, которые считывают бар-код, наклеенный check-in-ом и автомат сбрасывает чемоданы в контейнер той или иной авиакомпании. Если код не считался, то багаж подьезжает к работнику ground handling. Тот, в зависимости от настроения, зарплаты, скандала с женой, и дурного глаза может либо переправить чемодан в нужный контейнер, либо плюнуть, и послать его в Lost&Found. Куда хуже, если автомат ошибается, и отправляет нашу собственность в Дели вместо Франкфурта. Тогда наши шансы воссоединиться с вещами стремятся к нулю. Итого, правило номер два: следить за тем, чтобы полоски с бар-кодами цеплялись к чемоданам аккуратно, к ручкам, и ремешкам, которые не мнутся, и не отрываются. И тут же: ОБЯЗАТЕЛЬНО отрывать наклейки с прошлых полетов!!!
Еще одна опасность – транзит. Дело в том, что пересадка в чужом аэропорту – этом мало того, что повторение вышеописанного процесса, но в добавок, оператор авиакомпании может решить, что рейс и так достаточно забит, и часть вещей можно оставить, с тем, чтобы переслать их позже. На это мы влиять не можем никак, а можем лишь отдаться случаю, и еще стараться летать с наименьшим числом транзитов.
Итак, багаж потерялся. Лучшее, что с ним может произойти – это то, что он останется в аэропорту отлета, и попадет в местный “Lost&Found” (тоже принадлежит handling-у). Тогда, работники прочитают наши координаты на бирке, и с большой вероятностью вышлют багаж по этому адресу. Осюда, правило номер три: бирки с адресами должны быть максимально прочными, а надписи на них должны быть разборчивы.
Если багаж улетел “не туда”, то он попадает в “Lost&Found” в другой стране. Там чемодан откроют, содержимое перепишут, и занесут в базу данных. Отсюда, правило четыре: если, паче чаяния все бирки с адресами отвалились при перелетах, то очень разумно положить такие же бирки внутрь чемоданов – это облегчит процесс возвтрата.
Теоретически, существует правило, по которому найденные, или опоздавшие вещи должны быть бесплатно доставлены хозяевам. Иногда это срабатывает, но в любом случае, зависит от работников handling-а. Поэтому, правило пять: как только обнаружится пропажа, обращайтесь в локальный “Lost&Found”, и к представителю “вашей” авиакомпании, и оставляйте там адрес своей гостиницы. База “Lost&Found” – глобальная, поэтому любой работник в любом аэропорту теоретически может выяснить судьбу чемодана. Но это при том, что у него (не чемодана, а работника) имеется хорошее настроение, и желание помочь. В противном случае, с вещами приходится распроститься, и начать выбивать компенсации из авиакомпаний. О том, как это делать правильно, я постараюсь выяснить у своих родственников в следующий раз.
Еще одно замечание: помимо разделения билетов на бизнес-класс, и туристический, имеется также разбиение последнего на несколько подклассов. Билеты, продающиеся со скидками относятся к более низкому подклассу. В чем разница? Во-первых, чем этот класс выше, тем легче получить хорошие места у аварйного выхода, и ближе к носу самолета, (хотя на это влияет также время check-in-а, и статус frequent flyer). А во-вторых, чем дороже билет, тем лучше будет отношение к вам со стороны работников компании, что, с учетом предыдущего абзаца, немаловажно.
В целом, ситуация неутешительна (все вышеописанное относится к регулярным компаниям, с чартерами – еще печальнее), и лучше всего в процессе утери чемоданов, и интеракций с соответствующими службами руководствоваться предложением, написанным на вратах ада: “Оставь надежду, всяк сюда входящий”.
Leave a Reply