Что нужно знать и уметь чтобы получить в Израиле право управлять яхтой ? А кроме этого – рассказ о delivery новехонькой парусной яхты по греческо-турецким водам.
Сначала некое предисловие.
Среда, первое августа 2001 года – яркий солнечный день, я стою рядом с Хайфским морским портом, в моих руках воплощение давней мечты -права на управление яхтой (любым моторным или парусным судном длиной до 24 метров) в прибрежных водах любого государства. Бумага выдана судоходным отделом израильского министерства путей сообщения и не производит серьезного впечатления – так клочок белой бумаги с синими буквами Skipper license на нем. Тем не менее, для того-чтобы тебя признали достойным капитанской фуражки нужно сдать
четыре теоретических и один практический экзмамен.
В теоретический материал входит :
1. Основы морского дела :
Какие корабли зажигают какие огни, кто кому должен уступать дорогу в море, спасательное оборудование на яхте, сигналы об опасности,
подготовка к международном плаванию, и т.д
2. Строение двигателя и внутренние системы яхты :
– Двигатели внутреннего сгорания: дизельный и бензиновый
– Разница между двухтактовым и четырехтактовыми двигателями
– Система охлаждения двигателя
– Подача масла
– Подача забортной воды
– Электрическая система
3. Морская навигация с использованием карт.
4. Морская навигация с помощью электронных приборов
и правила общения по рации.
Практика может включать (и включает) любые вопросы из этих четырех
курсов, а также
– Управление яхтой с помощью мотора
– Выход и заход в/из марины
– Якорь
– Подход к понтону левым/правым бортом или кормой/носом
и полная остановка в одном метре от понтона.
– Спасение человека за бортом (мотор выключен, используется лишь парус)
– Плавание под парусом.
Сдавать теорию можно в любом порядке, но к практике допускают лишь после здачи всех четырех теоретических экзаменов. Кроме этого, надо еще пройти курс оказания первой медицинской помощи, но это не представляет особой проблемы т.к. курсы проводятся в очень многих местах по всему Израилю, а экзамен не предусмотрен.
Если прибрежных вод вам мало,и вы хотите разрешения на переход между государствами – надо дождаться года после получения предыдущих прав, сдать дополнительный экзамен по радио-связи (GMDSS) и принести справку za подписью шкипера с международными правами о плавании под его руководством за пределами Израия. Это называется sea time (морское время) и его можно делать по-разному. Можно пойти с Израиля на Кипр – это часов 35, в зависимости от наличия и силы ветра (речь, ясное дело, идет о парусных яхтах). Дня два там, еще 35 часов обратно – и справка у тебя в кармане.
Особых приключений ждать не стоит – на Кипр можно идти хоть на автопилоте. Вышел из Израиля, определил правильный курс – и вперед. Правда вахты стоять все равно надо – иначе есть все шансы влететь в какой-нибудь сухогруз, который может и должен уступать паруснику дорогу (есть специальные правила предотвращения столкновений в море, которые подробно описывают кто кого и при каких обстоятельствах должен пропускать), но на практике лучше в бутылку не лезть и уйти с его пути.
Есть ребята, которые летят на Турцию, берут там напрокат яхту, и утюжат побережье между Мармарисом и Гочеком. Днем – под парусом, вечером – по дискотекам. Классный отдых между прочим. Впрочем, о Турции ниже.
Но тут произошло еще одно событие – моя яхтенная школа купила две новехонькие парусные яхты – Hanse 371 в Словении и Benetau Oceanis 36 во Франции. Яхты надо перегнать в Израиль, ученикам нужен sea time, да еще и подзаработать можно. В итоге, путь каждой из яхт разделили на 4 перехода (это называется leg), и на каждый такой промежуток набрали команду из учеников. Шкипером каждый раз был кто-то из школьных преподавателей. Я как-раз и участвовал в переходе с Корфу до Бодрума (на Benetau). Ощущения – совершенно незабываемые. Кстати, такой вот перегон яхты с верфи к покупателю называется delivery, и, обычно покупатель платит команде. Но, пойди найди человека, который доверит свою новехонькую, прямо со стапелей, яхту, команде, обладающей в основном теоретическими знаниюми о море …
Вообще, delivery в корне отличается от чартера (сьема яхты напрокат). Прокат подразумевает полное расслабление и отдых. Можно вставать поздно, вечерами гулять, да и вообще, наличие достаточного колlичества алкоголя и определит насколько удачно вы проведете время. Совсем другое дело, когда яхта должна за неделю пройти 540 миль (это как-раз то расстояние, которое мы планировали) и надо, кровь из носа, доставить ee в нужное время в нужное место. Приходится стоять вахту ночью, заходить в марины на время необходимое для заправки и помывки яхты и команды (ну, в крайнем случае, можно еще посидеть пару часов в рыбном ресторанчике на берегу да побаловать себя пивом – если график позволяет). Мне лично такой образ жизни нравится больше, хотя минусом является невозможность посещения выставок, исторических мест и т.д. Впрочем, бесплатных обедов ведь не бывает, верно ?
Первоначальный план предполагал перход из Корфу в Мармарис. Человек предполагает, а море располагает: мы успели дойти только
до Бодрума (это тоже на турецком побережье, но немного ближе). В принципе, можно было чуть сильнее поднапрячься в последний день, и успеть в Мармарис, но наши капитаны решили, что овчинка выделки не стоит … Следущей команде пришлось пройти чуть больше, но они не рисковали опозданием на самолет : их переход заканчивался в Герцлийской марине – конечной точке путешествия. Один из больших плюсов участия в последнем переходе – авиабилет нужно покупать только в одну сторону.
Наш же маршрут пролегал из Корфу через канал Лефкас и сам Лефкас, какой-то городок с гордым названием, типа “галактика”, Коринфский канал, Эгину, Китнос, остров Кос и, наконец, Бодрум.
Мы покинули Корфу рано утром в понедельник и прибыли в Бодрум в субботу вечером: шестидневный переход, из которого мы были в море около ста часов. Много это или мало ? Мне, кажется, это очень сильно зависит от погоды, простоты навигации и опыта. Последнего у нас было явно мало, о погоде – позже, а про навигацию я могу сказать лишь одно : в Израиле прибрежную навигацию учат по картам пролива Ла-Манш (интересно, это только здесь и в Англии так, или везде ?). Говорят, это потому, что Ла-Манш самое сложное место для навигации (много маяков, напряженное движение, т.д.). Но мне, все-таки, кажется что навигация по Эгейскому морю гораздо сложнее. Количество островов – больших, малеьнких, очень маленьких и крошечных совершенно потрясает воображение. Курс приходится менять каждые пару часов – иначе имеешь все шансы внезапно оказаться со своей яхтой прямо посередине какого-нибудь острова. Если вдруг разыграется буря (во всем этом районе летом частенько дует сезонный ветер – он называется “мельтеми”), то имеет смысл прокладывать курс так, чтобы всегда можно было найти хоть какое-нибудь укрытие на расстоянии не больше десяти- пятнадцати морских миль. А если всего этого мало, то особое очарование доставляют маяки, отнюдь не всегда соответствующие своему описанию на карте.
Рано утром в воскресенье мы погрузились на самолет греческой компании “Olympica” рейсом Тель-Авив- Афины. Неплохой рейс, неплохая авиакомпания, не оставившая, впрочем, никаких особых впечатлений.
Кстати, практически любая вешь в Греции называется либо Olympic, либо Helenic. Хотя смеяться над греками некрасиво – в соседней Турции абсолютно все – имени Ататюрка.
Рейс на Корфу – в шесть вечера, времени вагон. Решили поехать в центр города – погулять. Кроме Акрополиса смотреть в Афинах совершенно нечего. Более того – город страшно напоминает окрестности старой тель-авивской автобусной станции (израильтяне меня поймут, остальным могу порекомендовать Кабул после американских бомбарировок в качестве бледного подобия …)
Поднялись на Парфенон, погуляли там полчаса – и помчались к спасительному кондиционированному воздуху аэропорта. Долетели до Корфу, погрузили наши вещи на яхту, но решили выйти в семь утра.
Погуляли по острову – очень симпатичному, но, по-моему, подходящему больше для тихого, размеренного, семейного отдыха. Даже в полночь набережная была забита туристами, проводившими свой тихий размеренный отдых в мириаде кафешек на набережной.
В семь часов утра мы отдали швартовы и покинули Корфу. Первоначально планировалось обогнуть Лефкас с юго-запада, но капитан второй яхты предложил пройти через канал, разделяюший Лефкасом и материк, и мы все с радостью согласились. Расстояние оказалось приблизительно одинаковым, но Лефкасский канал гораздо красивее, и мы успели посмотреть его при свете дня. На ночь остановились в местечке с “галактическим” названием, тоже курортом, но совершенно другого типа – из отдыхающих там были только греки. Мне, честно говоря, понравилось не очень – слишком уж тихо и спокойно. Городок стоял на горе, и его можно было обойти за полчаса, вышагивая по вымощенным камнем мостовым. В магазине на набережной купили приманку для рыбной ловли – такую красную рыбку длинной в ладонь – она закрепляется на леске за яхтой и должна своим движением привлекать более крупных рыб. Те вцепятся ей за хвост – а там шипастый наконечник. Столько слышал рассказов про многокилограммовых тунцов, пойманных на эту приманку, но сам ни разу не видел, чтобы такая вот рыбная ловля приносила хоть какие-нибудь результаты. Впрочем, не совсем верно – каждый раз когда мы выкидывали приманку, погода портилась будто по мановению ока. Но об этом чуть позже.
Поужинали в рыбном ресторанчике на набережной, рекомендованном местными жителями. Заказали полутарокилограммового окуня ( Sea Buss) на троих, получилось где-то по десять долларов на нос – не так чтоб уж слишком дешево, хотя, конечно, в Израиле свежая рыба нанесла бы гораздо более тяжелый удар по нашим кошелькам.
Коринфский канал было решено пройти утром, и поэтому му покинули гостепреимный городок в полночь. Погода особых сюрпризов не устроила, и в семь утра мы стояли на рейде недалеко от входа в канал и ждали своей очереди …
История Коринфского канала заслуживает того, чтобы быть здесь рассказаной. Канал строили почти две с половиной тысячи лет, с переменным успехом. Началось все в каком-то году до нашей эры. Канал был черезвычайно нужен и греки послал гонцов к Дельфийскому Оракулу. Оракул постройку канала запретил – такова была воля олимпийских богов. Греки очень серьезно отнеслись к пророчеству Оракула, и первая попытка потерпела крах так и не состоявшись …
Император Нерон был гораздо более серьезен.
Он использовал для строительства пленых иудеев. Евреи так ему наработали, что канал прорыли совеместными усилиями греки и фанцузы уже в 19-ом веке . Длина его 6.3 км, ширина 25 метров – крупным судам не разминутся. Поэтому в канал запускают по очереди – сначала с одной стороны, потом с другой. Смена направления происходит обычно где-то раз в час, причем не всем ожидающим на каждой стороне удается туда попасть. Вместе с нами пропустили два крупных сунда и еще семь-восемь яхт. Плату за переход берут на восточной стороне канала – то есть уже после того, как мы его прошли. У меня появилась идея смыться, попытавшись не заплатить, но я не стал ей даже делиться с нашим капитаном.
После полудня мы пристали к очередному греческому острову – Эгине. Похоже, что то ли время было не самое удачное, то ли на этот день выпало какое-то праздничное событие, но большинство магазинов были закрыты. Еле-еле нашли работающий продуктовый магазин. Впрочем, закусочные все работали, равно как и паромы на материк. Единственная девушка в нашей экспедиции – корреспондент израильского спортивного телевидения сошла в Эгине – на следущий день у нее был заказан билет из Афин обратно в Тель-Авив. Как выяснилось уже вечером – самое интересное она пропустила.
Выйти из Эгины не так просто – есть достаточно узкий фарватер по которому можно безопасно пройти в сторону Миконоса (куда нам и нужно было попасть) – иначе можно спокойно сесть на мель. Для того, чтобы пройти узкое место ночью достаточно увидеть свет маяка и идти к нему точь-в-точь под определенным углом. Можно, конечно, взять направление по компасу, но гораздо надежней использовать GPS.
Спутниковая система, как обычно, не подкачала и еще через час мы плыли прямо по направлению к Миконосу. Но – человек предполагает, а Бог располагает … Через пару часов плавания ветер совсем затих – пришлось включать мотор и идти с его помощью. Еще через пару часов – ветер начал менять направление, и это должно было зажечь у нас в голове по большой красной лампочке. Но этого так и не произошло, и мы как ни в чем не бывало продолжили свой путь. А часов в одиннадцать вечера началось натуральное представление – и ветер и волны крепко усилились и хотя ветер дул более чем попутный – очень скоро нам пришлось полностью снимать грот (главный парус).
Еще через какое-то время включили мотор – море штормило и стало ясно, что этот вечер ничего хорошего нам не принесет.
Рассвет принес пару часов спокойствия, но где-то к восьми утра стало даже уже чем ночью – волны до пяти метров и ветер, порывами достигавший 45-49 узлов. К тому времени парусов у нас уже не было совсем, но даже без них мы делали около семи узлов – только за счет давления ветра на корму. Продолжать идти к Миконосу по такой погоде мы не решились и поэтому зашли в бухточку у острова под названием Китнос. Пристать к берегу не получилось – нормальной пристани не нашли, а рисковать, да еще при такой погоде нам не хотелось.
В итоге мы кинули якорь и привязались кормой к буйку, соединенному чему-то достаточно тяжелому на дне. Особой уверености в крепости этой конструкции у нас не было, поэтому стояли вахты и следили, чтобы нас не вынесло на берег. Но все, слава Богу, обошлось. Вечером позвонили в Израиль (да здравствует GSM – великое изобретение человечества), поговорили со школой. Те сказали, что метеорологические прогнозы ни о чем серьезном не говорят, так, легкий дождик, но, как бы то ни было, погода в течение ближайших трех-четырех дней не изменится.
Ничего хорошего такой прогноз не предвещал – даже если мы сможем вплавь добраться до острова и уговорить аборигена с моторной лодкой привезти нам провизию, то совершенно непонятно как мы вернемся обратно, и не менее непонятно, как наши сменщики смогут добраться до этого острова из Турции. Наши капитаны посовещались, и решили выходить вечером. На закате мы покинули гостеприимную бухту, и только-только выйдя из-под защиты ее скал, снова получили шквальный ветер и высокие волны. В этот раз мы старались не выпускать другую яхту из вида, да и привыкли уже к такому морю – как морально, так и физически – никого больше не тошнило. Поведение ветра и волн точь-в-точь повторило предыдущую ночь – всю ночь качало, потом пара часов передышки на рассвете, и два-три часа полного кошмара после этого. И эту ночь мы тоже пережили. Вечером, перед выходом, специально отметили на карте и занесли в GPS несколько точек, куда можно было-бы сбежать при дальнейшем ухудшении погоды.
Но, слава Богу, не понадобилось, в 9 утра мы вышли из района битком набитого островами и пошли прямиком на Кос. В замечательной лоции (Pliot Book по английски) Рода Хейкеля марина на острове Кос фигурировала в качестве замечательного примера долгостроя. Так вот – греки ее достроили, и ощущение такое, что не зря это заняло у них столько времени. Может, конечно, на мою оценку повлияли две бессонные штормовые ночи, но Косская марина – самое красивое, что я видел в Греции (да, включая Парфенон)
Где-то час мы драяли яхты, соль оказалась везде – включая самые неожиданные места. Потом отправились в душ – везде мрамор, все блестит, ощушение дворца, а не марины. Наконец, с новыми, непонятно откуда появимшимся силами отправились в город гулять. Я знаю точно, что если когда-нибудь еще поеду в Грецию, то обязательно вернусь на Кос. Незабываемые ощущения – улицы набиты радостной молодежью, частью англосаксонского, частью скандинавского происхождения, набережная бурлит от веселья, в большинстве пабов яблоку негде упасть … Вот улицу пересекли три упившиеся в дым англичанки, безуспешно пытающиеся спеть какую-то песню, вот мигает огнями дискотека … Рай земной. Из всего, что я успел увидеть в Греции – Кос был самым привлекательным для молодых душой и телом. Более серьезным людям, наверное, больше подойдет Корфу – там создано все возможное для семейного отдыха. Ну и, понятно, поездка на Кос с женой или подругой, тоже не рекомендуется – во избежание неприятных ситуаций. До конца насладиться Косом так и не получилось – разом нахлынула усталость последних дней, я еле добрался до яхты и рухнул в постель. Следущим утром никто не торопился вставать – нам остался коротенький переход до Бодрума – 10 миль, ничто по сравнению с уже пройденным, да и ветер должен был быть не слишком сильным – непогода миновала.
В субботу вечером мы, наконец достигли конечной точки нашего путешествия, турецкого порта Бодрум. Там прошли паспортный контроль, открыли transit log для нашего экипажа, завершили прочие формальности, связанные с переходом границы – удовольствие, кстати, часиков этак на пять. Впрочем, “выписка” из Греции заняла не меньше времени. Хотя, честно говоря, нам это не очень сильно мешало – формальностями занимались капитаны, а мы совершенно спокойно могли отдыхать, шататься по городу, или просто драить яхту (любимое времяпровождение кстати ;-)) Кстати, упаси вас Бог, находясь на территории Турции, использовать какие-либо моющие средства для этого. Штраф может достигать нескольких тысях долларов – турки очень заботятся о своем море. И не зря – море удивительно прозрачное, цвета туркиз. Интересно, почему этот цвет так называется ?
Сам Бодрум производит неплохое впечатление, хотя, конечно с Косом, сравнивать невозможно. Кстати, с Бодрума на Кос ходит катер на подводных крыльях, время поездки – около получаса-часа. У нас тот-же путь занял три часа. Впрочем, парусная яхта – не самый быстрый способ передвижения даже среди морских судов.
Так вот, этот катер то-ли в девять, то-ли в десять утра отправляется на Кос, а в районе пяти-шести приходит обратно. Логику придумавших это понять невозможно – как раз на Кос имеет смысл поехать на ночь, погулять, развеяться, со скандинавками познакомиться …
А утречком можно и в Бодум вернуться. Благо бодрумский базар функционирует с десяти утра и до поздней полуночи. Рынок поражает не восточным колоритом, не разнообразием пряностей или чего-нибудь еще, а той легкостью, с которой рядышком с черезвычайно приличным, и отнюдь не девшеым магазином Lacosta или QuickSilver приткнулся ларек, в котором можно купить пять футболок Nike, Ralf Loren или Adidas долларов этак за десять.
Мы едва успели позавтракать в ресторанчике рядом с мариной, как пришло время грузить вещи на такси и ехать в даламанский аэропорт – поездка на два с половиной – три часа. Рядом с Бодрумом есть свой аэропорт, но билеты были куплены из Даламана – ведь планировалось прийти в Мармарис, а от него до Даламана – рукой подать. Дорога шла недалеко от берега, по гористой местности, что не мешало водителю такси гнать под сто сорок. Английский он в упор не понимал, поэтому уговорить его ехать помедленнее нам не удалось.
Аэропорт, не слишком интересный дьюти-фри, два рейса Пулковских Авиалиний с бывшими соотечественниками, и один рейс израильского чартера с соотечественниками теперишними …
Короткий, всего полтора часа, полет над Средиземным морем, белые паруса в синей-синей воде, и легкая грусть. Легкая потому, что ровно через неделю я снова летел в Бодрум – брать напрокат яхту и утюжить вместе с друзьями турецкое побережье …
Но это уже совсем другая история …
Leave a Reply