Улетел я из Израиля 26/1, вернулся 9/2, 10 дней лыж (пол-дня, девять целых дней, и еще пол-дня). Жил в Тине (аппартаменты Гранд-Кап, район Ле Шартру, это минута ходьбы от Тинь Ле Валь-Кларет), катался в Espace Killy – общий район катания Тиня и Валь-Ди-Зера.
Театр начинается с вешалки, а зимняя поездка на лыжах начинается с поисков в Интернете.
Хотелось этой зимой поехать во Францию – проверить насколько рассказы о качестве местных горнолыжных курортов соответствует действительности … “За окошком Альпы”, apre ski, по-настоящему высокие горы, много молодежи, хорошие трассы, замечательный off-pist (вне-трассное катание) – Интернет заполнен хвалебными отзывами о Франции вообще и о Тине в частности. Решающей стала вот эта статья, я уговорил – мы заказали шале на двоих на две недели (630 евро) и два ски-пасса на всю долину Espace Killy – 11 дней (2 * 240 евро). Все заказы делались через центральное бюро заказов Тиня – громадное им спасибо, все было просто великолепно, все возникшие проблемы (о них позже) решались мгновенно и очень эффективно. Особенно хочется поблагодарить работающую там девушку Валери, уж очень она нам помогла.
Авиабилет я заказал заранее ( $319 включая все налоги) – лететь планировалось через Мюнхен. Задним числом – это было мягко говоря не самое умное решение. Мюнхен хорошо подходит большим компаниям ( 3-4 человека и больше), собирающимся брать напрокат машину. Впрочем с машиной тоже непросто – движение частного автотранспорта по Тиню запрещено, а стоянка на 11 дней стоит около сотни евро. Если вас мало и вы думаете добираться поездом – гораздо умнее лететь в Женеву, Цюрих или Лион.
За три дня до выезда решил, что ехать не хочет, шансы найти нового компаньона были мизерными, жилье и ски-пасы уже оплачены, лыжные ботинки стояли посредине команты и дожидались своего звездного часа. Звоню Валери – она говорит: “нет проблем, мы полностью вернем деньги за неиспользованный ски-пас”. Замечательно.
Заказал через СкиСет себе лыжи категории Argent и палки (ботники у меня свои), заплатил кредиткой, милая девушка Мюриэль прислала мне подтверждение оплаты, начав его: “Shalom !”. Порадовали, спасибо.
Немецкий сайт железнодорожного расписания как всегда супер-надежен и супер-точен.
Расписания французских автобусов из Бурга Сент-Мориса (ближайший крупный город) и Женевы тоже не подкачали.
Суббота вечером, аэропорт имени старика БГ, я подзадержался в дьюти-фри, слышу: “послдений пассажир рейса Тель-Авив – Мюнхен, мистер Литманович, пожалуйста подойдите к воротам 35.
Подошел, получил пару укоризненных взглядов от стюардесс, поднялся в почти пустой самолет. Всю дорогу до Мюнхена спал, расположившись поперек ряда из четырех сидений. Хотелось бы и в будущем так летать – бизнес-класс отдыхает.
9:30, посадка в Мюнхене, самый дальний терминал (по дороге обратно я обращу на него больше внимания), какой-то деревяный коридорчик ведет в здание аэропорта, бегу туда чтобы выяснить смогу ли я попасть в Женеву до 6:30 вечера (время выхода оттуда последнего автобуса в Тинь) Поездом – не успеваю, это точно. Мне предлагают рейс Люфтганзы до Женевы – всего лишь за каких-то 430 евро … Я сдерживаюсь и вежливо обьясняю, что это “чуть-чуть дороговато” для меня. Выбора нет – самый удачный вариант это ночной поезд до Бурга-Сент-Мориса – он прибывает туда в 7:45 утра, а в 8:00 автобус идет оттуда в Тинь. Зато по дороге я могу на час остановиться в немецком городе Фрайбург –
там живут моя тетя и бабушка, я остановлюсь там на пару дней по дороге обратно …
Мы сидим этот час в привокзальном кафе, я отдаю привезенные из Израиля гостинцы – рюкзак становится ощутимо легче, но мне уже пора бежать – поезд на Базель отходит от первой платформы.
В 9:00 я в Тине, еще через полчаса получаю лыжи в прокатном пункте, доплачиваю 17 евро за страховку, их Argent мне почему-то не нравится, делаю апгрейд на Or (с серебра на золото в смысле) – получаю лыжи Monster Head 177 и бегу к подьемникам …
Катание – просто изумительное, ты плывешь на подьемнике над громадной блестящей снегом долиной, окруженной со всех сторон горами, внизу блестит снег, небо – какого-то совершенно невероятного, светло-голубого цвета, почти прозрачное … От красоты перехватывает дыхание …
Делаю коротенькую вылазку в Валь-Ди-Зер, заканчиваю катание в районе 5 вечера, возвращаюсь в chalet (деревяный дом, двухкомнатная квартира – с кухней, ванной , туалетом и четырьмя кроватями), долго решаю на какой из них спать, залезаю на полчаса в горячую ванну, выхожу оттуда новым человеком и дрыхну на пару часов …
Бегу в местный супер-маркет и закупаю еду – люблю готовить …
Вечер, яркий прожектор освещает горы, иссиня-черное небо с яркими звездами,я иследую местные бары и дискотеки. В Тинь Валь Кларе обнаруживается четыре приличных паба и одна дискотека. Ни в одном из этих мест нечего делать раньше одиннадцати вечера – а среди посетителей в основном английская молодежь.
Еще чуток гуляю и ложусь спать – подьемники начинают работать от 9:00 до 9:15, надо выспаться …. Погода становится значительно хуже – небо покрыто тучами, дует ветерок – не слишком сильный, но уже не очень приятный – и чем выше поднимаешься, тем он сильнее и холоднее… Я каким-то макаром умудрился повредить одно из креплений – в прокате не говоря ни слова мне меняют лыжи на Monster Head 184.
Звонит и грозится приехать. Прошу привезти мне две вещи – большую чашку ( в chalet полный комплетк посуды, духовка и электроплита, но уж очень маленькие чашки ) и “хамасовку” – такую вязаную шапку, которую активисты “Хамаса” одевают на демонстрации –
полностью закрывает голову и лицо, оставляя открытыми лишь глаза и рот.
Вторник, катаюсь до посинения (sic!), умудряюсь едва не отморозить руки (не снимая перчаток) и ноги (в лыжных ботинках), смотрю по телевизору результаты израильских выборов и иду праздновать к англичанам в кабак. Пол-литра бочкового пива стоят 5 евро … Я тихо фигею – даже в Израиле пиво дешевле .. Вливаю в себя порцию, смотрю как пара англичан играют в снукер, иду домой и ложусь спать …
Среда, погода становится еще хуже – я стараюсь не подниматься слишком высоко, почти весь день катаюсь в соседней долине – рядом с деревушкой Ла Даль (это уже считается Валь-Ди-Зер), опаздываю на последний подьемник в 16:15 , с грустью выясняю, что бесплатный автобус (ски-бас) ходить только по Тиню, а из Даля до Тиня – только рейсовый – и следущий будет в 17:30 … внезапно нахожу еще троих заблудших сынов долины Тиня, мы берем такси – выходит по 8 евро на нос – более чем терпимо. Подобная ошибка, которую я совершил год назад в Доломитах стоила нам с моим другом Левой по 40 евро …
Долго отмокаю в ванной, в 11 вечера иду на автобусную остановку встречать
Еще день катания – в основном в районе Тинь ЛеЛак, развлекаюсь тем, что спускаюсь по синей трассе на близкостоящих паралелльных лыжах не тормозя вообще. Чайники внизу склона малость пугаются, но и этобыстро надоедает.
Четверг, пятница – катаюсь как угорелый, почти привык к плохой погоде – облазил практически полностью район Валь-Ди-Зера.
В пятницу вечером готовлю нам торжественный ужин – печеный картофель a la rus, парижские шампиньоны в сметанном соусе, красная рыба, салаты … Покупаем на двоих полуторалитровую бутылку пива Leffe, мы ее так и не выпили до конца поездки …
Суббота – катаюсь полдня не сильно напрягаясь, выходной как-никак.
Воскресенье – замечательная солнечная погода, долго думаю брать ли с собой фотоаппарат, под конец решаю, что лучше выкатать еще одну – самую удаленную от нас долину – Валь-Д-Изерьян и делать это без фотоаппарата. Фатальная ошибка.
Валь-Д-Изерьян ослепительно красив, скалы едва видны из-под снега; яркое солнце заливает всю долину мягким светом, на трассах – метры снега и почти нет лыжников, эдакий off-pist, который на самом деле on-pist … Целый день кайфую, уезжаю куда-то на целину вслед за какой-то комапнией английских лыжников, едва их не теряю – прямо посередине громадной лыжной пустыни … Никогда до сих пор не видел такой красоты и такого колличества снега вокруг.
Решил на следущий день поехать туда вместе с Сашей … Очень сильный туман – но мы все-таки поехали, покатались … Показалось, что ветер стал чуток сильнее. Посередине дня Саше надоело “кататься по сугробам” и он уехал. Я остался, почти сразу сломал лыжную палку – из-за тумана не заметил конец бугельной трассы и отвесную стену из снега высотой метров в пять, на которую меня потащил чертов бугель … Хорошо, что отделался палкой.
Откатал две нижние трассы – красную и черную … Поднимаюсь в очередной раз на подьемник – девушка, которая проверяет там наличие ски-паса и соостветствие фотографии, пытается что-то сказать по-английски – из ее слов я понимаю, что она советует мне возвращаться в Тинь через Ла Даль. Ну, думаю, и сами с усами – нафиг мне Ла Даль, я его уже полностью выкатал – лучше я через Валь-Ди-Зер вернусь. Сажусь на Валь-Ди-Зеровский бесплатный автобус (в Тинь он не ходит – это я уже выучил) планирую высадиться в центре и вернуться в Тинь оттуда. На свое счастье я пропустил ту остановку на которой хотел выйти и доехал таки до Ла Далля. На остановке – не просто много людей, а очень много людей – выяснилось, что все подьемники соединяющие Валь-Ди-Зер, Ла Даль и Тинь закрыли из-за сильного ветра еще в час дня. Сашка тоже оказался там – всем жителям Тиня, застрявшим в Валь-Ди-Зере сказали приехать в Ла Даль и ждать бесплатного автобуса – вот оказывается что имела ввиду та девушка.
Где-то через полчаса подьехали три автобуса которые должны были довезти всех страждущих до Тиня – их брали штурмом. Там я понял, что советские люди могут быть любой национальности …
Вернулись домой – за окном ревет метель, побоялись выходить из дому – решили, что может замести … За ночь намело ровно пол-метра снега … Весело …
Я начал медленно осознавать, что может та погода, что была раньше была на самом деле хорошей ? Утро оправдало мои худшие опасения – температура -17, ветер до 60 м/с, все подьемники закрыты …
Мудрый Саша сказал, что все подьемники не закроют – иначе придется возвращать отдыхающим часть из денег, заплаченных за ски-пас.
Так и произошло – часам к десяти открыли три простых подьемника для начинающих и два более сложных – один в Тинь Валь Кларете, другой в Тинь Ле Лак. Я смог заставить себя
спуститься по каждой из этих трасс один раз – вспоминая снова и снова судьбу
академика Карбышева, а потом поехал домой отогреваться …
Надо кстати отдать должное французам – в каждой деревушке есть минимум один бесплатный подьемник, который ведет на какую-нибудь очень простую синюю трассу – так что совсем начинающие могут не тратить деньги на ски-пас. Хорошая идея, молодцы …
Еще удивили сноубордисты – в кругу моих знакомых (привет GreenA ) бытует
убеждение, что все сноубордисты – молодые люди до тридцати лет, мужского пола, абсолютно без царя в голове, понятия не имеющие о правилах поведения на склоне.
Во Франции все не так – сноубордисты попадались любого возраста и пола, черезвычайно вежливые и очень аккуратные. Картина маслом – бордер привозит упавшему лыжнику его отстегнувшиеся лыжи, или – бордер падает сам, чтобы не врезаться в нарушившего правила лыжника … И то и другое видел сам – несколько раз. Или бордеры лучше стали, или это “специфика национальной охоты”.
Видел двух мужиков с mono-ski,интересный агрегат, но чует мое сердце, что мне еще рано на таком кататься.
Ночью со вторника на среду выпало еще полметра снега, я начал всерьез опасаться того, что следущий метео-прогноз (их аккуратно вывешивали каждый день на крыльце местного тур-оффиса) будет выглядеть так: “деревню Гадюкино смыло” …
Утро среды ничем нас не порадовало, но днем ветер стал чуть более слабым, и наконце открыли подьемники соединяющие Тинь и Валь-Ди-Зер.
Я сразу-же поехал кататься в Ла-Даль, там все-таки гораздо теплее и почти нет ветра, где и катался до вечера.
В четверг погода еще немножко улучшилась, но мне надо было успеть на автобус в 12:30, поэтому катался до 11:40 – и все-таки успел сьездить в Ла-Даль и в Валь-Ди-Зер – попрощаться.
Очень меня удивила француская система разметки трасс – самые простые – зеленые, за ними – синие, потом красные, а потом – черные. Основное различие между синими трассами с одной стороны и красными/черными с другой – колличество бугров на склоне. Создается впечателние, что черные трассы французы не только не ровняют, а специально делают супер-бугристыми … Можно добавить к этому нулевую видимость, уклон градусов в семьдесят – и картина стандартной Тиневской черной трассы – перед вашими глазами. Не слипком обнадеживающее зрелище, хотя кататься прикольно …
Кстати, я пришел к выводу, что для моего уровня катания красные трассы гораздо опасней – на черной ты в принципе не делаешь глупостей, медленно и аккуратно обьезжаешь бугры, зря не рискуешь – ведь если упадешь, придется пахать пару десятков метров собственным животом, а потом еще и лыжи ждать … Красные трассы – гораздо опасней. Сначала идет не очень сложный, практически “синий” кусок, а потом – вдруг, откуда ни возьмись – появляется такой милый бугристый спуск, да еще и забитый испуганными чайниками. Первые пару дней падал, потом привык.
Впрочем – деление между красными и синими – часто искуственное. Французы решили – верно кстати – что все трассы соединяющие разные долины должны быть синими. Ну и назвали их синими, без всякой связи с реальной их сложностью. А чего стесняться – хозяин – барин.
В Тиньскую сауну мы так и не пошли – с каждого из наших носов запросили по 25 евро, мы так быстренько посчитали, что в Тель-Авиве мы бы за эти деньги получили не только сауну, но еще и пиво, воблу, березовые веники и девочек …
В Тине еще есть боулинг и кинотеатры, но мы решили что и то и другое недостаточно привлекательно. Посмотрели с моего ноутбука “What Woman Want” и “Swordfish”, больше кина не было, да и не сильно хотелось …
До приезда Саши я еще успел посмотреть пару лекций Роберта Дилтса про бизнес-консультирование и системное мышление – достаточно интересно, но черт-подери, не за тем я в горы ехал …
Пару раз, когда заезжал в ресторанчики на горе – разогреть внутренности горячим шоколадом – ловил себя на мысли, что уж очень мне нравится запах горящих дров в камине – очень домашний и уютный.
Четверг, 12:30 – вот и пришла пора расставаться с Тинем, четыре часа в автобусе до женевского аэропорта, еще четыре часа – в электричке Женева-Базель, оттуда час езды до Фрайбурга.
Пока ехал в немецком поезде начал от нефиг делать читать оставленный предыдущим пассажиром немецкий журнал. Читать, конечно, громко сказанно – в основном смотрел картинки и рекламу.
Привлекла внимание большая статья на первой странице про Илана Рамона (светлая ему память), просмотрел ее и вдруг офигел от неожиданности – написано, что Илан Рамон в возрасте 18 был призван в Luftwaffe, и дослужился то-ли до Oberst, то-ли Oberststurmafuhrer …
Минут через 5 догадался, что Luftwaffe это всего-навсего ВВС, а звание – соответствует полковнику …
Скоро – новое откровение, на сидение напротив садится немка и начинает читать Црую Шалев (израильская писательница, причем не самая популярная) на немецком. Я не выдержал, завязал разговор. Выяснилось, что немка не знает английский, поэтому разговор выглядел так
– You read book (показываю)
– Written by woman from Israel (вроде поняла)
– I am also from Israel (тоже поняла, но не особо впечатлилась)
– Nice reading !
На этом наша достойная беседа и закончилась, а я подумал про себя, что стоит може прочитать что-нибудь из произведений этой самой Цруи, раз уж она так популярна …В этот раз Фрайбург запомнился в основном сизым пасмурным небом и постоянно моросящим дождем. Серое небо, серый город, серые улицы …
Очень интересно, до швейцарской границы -меньше часа на электричке, но английский уже почти не понимают – Германия гораздо менее интернациональна.
Впрочем, в центре города уже иногда слышна русская речь, а в магазине стретили “русскую” продавщицу – даже год назад еще не было ничего подобного.
Или рускоязычная община Германии сильно увеличилась за последний год, или просто “вышла из подполья” …
Днем гулял с дедушкой и бабушкой – подходит к нам какая-то старушка – их знакомая, говорит “Gutten Tag”.Я ей отвечаю: “Gutten Tag”.
Старушка переходит на русский язык, говорит: “мы искренне сочуствуем живущим в Израиле”. Я ей отвечаю: “да, очень интересно, а мы как раз искренне сочуствуем живущим в Германии” Она вздыхает: “эта точка зрения живущих в Израиле мне известна … “
Еврейские жители Германии, которых я встречал – и в этот, и в прошлые разы – все как один считают, что в Израиле очень опасно; не представляют как можно жить в стране, даже ближайшее будущее которой окрашенно в не самые радужные тона.
Доходит до абсурда, мне говорят: “мы в Израиль даже в гости не поедем – у вас слишком опасно”. Не, я не против – хотите верить, что у нас опасно – пожалуйста. Не хотите ехать – пожалуйста. Но, черт подери, я здесь живу почти десять лет, и вы не стесняетесь мне в лицо сказать, что боитесь побыть у нас даже две недели ???
Особая песня это, конечно, специальный израильский терминал F мюнхенского аэропорта. Отдельная пристройка к аэропорту – соединенная деревяным (весь остальной аэропорт – суперсовременный) коридорчиком открывается за 3 часа до рейса “Эль-Аль” или “Люфтганзы” на Тель-Авив.
Вход – только по предьявлению билета, по балкончику разуливают автоматчики, охранников едва не больше пассажиров, досмотр багажа …
Нигде, даже в Союзе, не видел такого шмона – немецкие таможенники в белых резиновых перчатках разбирали по кусочкам содержимое чемоданов, заставили меня запустить Windows на ноутбуке, еще одного парня заставили снять ботинки, и отправили их на рентген. Все очень доброжелательны, каждым своим движением усердно показывают – “для вашей же безопастности стараемся”, но неприятное ощущение остается … Броневик, стоящий на взлетном поле рядом с самолетом дополняет картину.
Странная смесь впечатлений остается от этой поездки – две недели пролетели как полдня, каждая солнечная минута в Тине стоит того, чтобы снова лететь туда через пол-мира и сутки добираться на поезде.
Метель, сугробы за окном; пушистый снег, тающий на лице …
В этот раз Европа кажется совсем близкой, может быть даже неправильно близкой. “Ощущение заграницы” полностью пропало; то самое, так любимое мной чувство “вокзала” и предстоящей дороги куда-то ушло …
Все знакомо, везде можно найти как обьясниться; везде одинаковая реклама, одинаковые деньги и почти одинаковая еда, моя раздолбаная Nokia 5110 везде найдет какую-то подходящую GSM сеть.
Маленький мир, очень маленький мир, слишком маленький мир …
Мюнхенский аэропорт тает под крылом самолета – снег за забором и колючей проволокой, бетонная коробка терминала, броневик на взлетной полосе.
Европа, зима 2003
Leave a Reply