КАКАВО БЫТЬ НОВИЧКОМ
Недавно прочёл в разделе «Школа» статью за 2010 год, которую написал Wlascha. Очень хороший материал, правильно и последовательно скомпонован, хорошо иллюстрирован, читается «запоем».
ОДНАКО. Мне понадобились немалые усилия, чтобы понять всё написанное, притом, что я неплохо знаю материал теоретически и практически. Новичку, или не очень, или очень не продвинутому лыжнику непросто САМОМУ разобраться в этом глубоком море знаний. Поэтому я рискну вставить свои «пять агорот» в общую копилку окололыжной информации.
Уточняю: для хохмы, ударение в слове «какаво» я ставлю на первый слог. Кто не забыл русский язык, поймут, что я имею в виду.
Те, кто начинал в детстве, да ещё в спортшколе, меня не поймут, и пишу я не для них. Речь идёт о новичках: взрослых, не слишком спортивных мужчинах и, особенно, женщинах.
Итак, начнём…
Сам я начал кататься поздно, будучи взрослым человеком, и обучался самостоятельно: книги, советы друзей, телевизор. Инструктора, к моему огромному сожалению, у меня не было никогда. Поначалу негде было добыть, а потом как-то само пошло. (Хотя, по некоторым элементам катания я бы с удовольствием взял инструктора). Поэтому я очень чётко понимаю проблемы новичков.
Так что же делать новичку? Он покупает недельный тур, заказывает инструктора, платит и думает, что дело сделано. Откатал неделю и уехал до следующего сезона. На следующий год снова – заплатил, откатал, уехал. А результата нет.
ПОЧЕМУ? У каждого есть своё субъективное объяснение, почему ЭТО не случилось. Но это «неслучившееся» объясняется весьма объективными причинами.
Первая – непонимание физики (теории) катания: прямо, поворот, торможение, колени вперёд, попу назад…
Вторая - непонимание физики (теории) взаимного положения «лыжник-склон»: равновесие, устойчивость, разные там силы – центробежные и не очень…
Третья, психологическая (не исключено, что по значимости она – главная) – боязнь: скорости, уклона, высоты, столкновения, падения (в чьи-то объятия или мимо)… Наверное, можно продолжать ещё, но я думаю, что и этого хватит, чтобы прийти к определённому выводу: на склоне в процессе катания все эти проблемы возникают ВМЕСТЕ и ОДНОВРЕМЕННО, что очень затрудняет обучение.
Из вышесказанного вытекает простое заключение – проблемы надо решать, НО
- каждую в отдельности
- в межсезонье
- не на снегу.
Новичок должен ПОНЯТЬ, ЧТО надо делать, КАК это делать правильно и ПОЧЕМУ именно так, а не иначе. Лишь в этом случае, он сможет сам видеть свои ошибки и, как следствие, стараться их не допускать. Я исхожу из собственного опыта – пока я не понял, КАК и ПОЧЕМУ, я не мог осилить технику катания.
Таким образом, все те правильные вещи, которые описаны в вышеупомянутой статье, необходимо донести до новичка. Как это сделать? См. ниже.
Теперь немного о резаном повороте (я называю это «катанием на кантах». Сам придумал, сам и называю).
Лыжи кантуют все («плуг» - тоже своего рода закантовка), но далеко не все едут «на кантах». Для примера, я приведу разговор, который состоялся у меня с одной дамой на склоне.
Дама очень неплохо катается (для дамы) – не боится склона и скорости, неплохо кантует лыжи в повороте, но эту закантовку использует, как способ погасить скорость (торможение «сбросом»). Причём, это она делает вне зависимости от крутизны, даже там, где нет опасности разноса. Она так научилась, привыкла, и это её единственный стиль катания.
Я пытался объяснить ей разницу между закантовкой для торможения и ездой на кантах, но на словах не смог донести свою мысль. Она даже обиделась (слегка), когда я сказал, что она не едет «на кантах».
Тогда я просто показал ей, в чём разница: на не очень большой скорости я сделал «резаный» поворот на 180 градусов, т.е. проехал ВВЕРХ по склону. Только тогда она увидела разницу.
Но увидеть разницу – не означает понять, КАК это сделать. Я шёл к «резаному» повороту, к сожалению, долго. Некоторые элементы (резаного) поворота я делал и раньше, только не знал да и не понимал, что это тот самый поворот в зачаточном состоянии. В первый раз я поймал (резаный) поворот случайно, но почувствовал что-то чего не было раньше, и уже не упустил. Когда я понял, как это сделать, и сделал сознательно, почувствовал восторг от НАСТОЯЩЕГО катания.
В чем разница между (резаным) поворотом и (нерезаным)
- в «резаном» повороте лыжник (на не крутом склоне) набирает скорость быстрее, чем в прямом спуске. Неоднократно показывал это своим «нерезаным» партнёрам.
- в «резаном» повороте нет проблем с «рысканьем» карвинговых лыж на большой скорости.
- и вообще, резаный поворот – это кайф.
Но, скажу сразу, чтобы ехать «на кантах» по-настоящему, надо затрачивать серьёзные усилия – надо «пахать» на склоне. Это не «пляжное» катание.
Теперь о том, зачем я всё это написал и отнимаю у вас время. А вот зачем.
Я очень хорошо помню как я ковырялся в книгах и на склоне, сколько это заняло времени, совершенно лишнего, и мне абсолютно понятно, что будь у меня понимающий советчик в летнее время, то процесс продвижения в технике был бы намного короче.
Судя по переписке, среди участников форума немало сильных лыжников.
Я предлагаю тем, кто может оказать новичкам (и не только) помощь в пред (между) сезонной подготовке, обсудить это на форуме, определить оптимально-реально-полезно-возможные варианты проведения семинаров (или чего-то другого).
Я обращаюсь к тем, кто думает, что ему нужна такая помощь, пошевелить тех, кто эту помощь может оказать. Как я понял, очень многие участники форума лично знакомы и дружат (если не семьями, то поездками и рюмками), так что инициатива может исходить ото всех.
Приглашаю к обсуждению.