Top

Advanced search  

News:

Новый дизайн сайта. О недостатках и пожеланиях пишите на форуме в разделе "Наш сайт".

Author Topic: Лавинная безопасность. Теория без практики практически безполезна.  (Read 4697 times)

Vadym17

  • Эксперт
  • *****
  • Offline Offline
  • Posts: 257

Этот пост для тех, кто иногда сьезжает с трас и пользуется БШЛ. Пост не для того, чтоб рассказать всю теорию, которую можно найти в книжках или интернете, а только лишь обратить внимание на важность практических занятий и расскзать о моментах с которыми я столкнулся во время занятий.

В этом году был в гостиннице Club Du Soleil в Монженевье. Катался в группе. Инструкторы ЕСФ. Особенность последнего отпуска в том, что каждый день делали упражнения на поиск.
У меня весь набор свой от Ortovox: датчик Ortovox 3+, проб 2.4m, лопата и как бонус, подушка. До этого я много перечитал, пересмотрел ютуба. Также приходилось делать упражнения на специальных площадках предназначенных для поиска. А в этом году вся группа каждый день делала упражнения на реальном склоне. И выяснилось, что теория это хорошо, а упражения это самое важное! В принципе, народ в группах всегда выглядит очень серьезно и достаточно образован, хотя 2 года назад в такой группе столкнулся, что люди не знали, что во время поиска, все должны переходить в режим поиска. Но это, в принципе, единичный случай, а теорию, в основном, все более или менее знают. А на практике выяснилось, что я и все остальные делают много ошибок или что-то упускается, что приводит к потере драгоценного время.

Теперь по порядку об основных вещах, которые лично я или другие не знали, забыли или просто, для напоминания.
1.   Поиск нужно делать в перчатках. Так как потом, нужно будет быть в перчатках. Поиск может занять долгое время и может быть холодно. Поэтому все делали в перчатках. Теперь, попробуйте сами все в перчатках... без сноровки, оказалось не так то просто.
2.   Телефон все таки должен быть в рюкзаке, а не в кармане. У меня датчик слева, возле пояса, в специальной сумочке. Телефон всегда ложил в нагрудный карман куртки справа. Инструктор сказал, чтоб, хотя бы, переложил в карман в штанах. Это лучше чем на груди. Это лучше, если будут искать меня и в процессе поиска, в начале, датчик будет как раз на уровне груди, поэтому телефон в нагрудном кармане это нехорошо. Когда делали поиск, убедился, что пропустил сигнал. Если телефон в штанах, при ближнем поиске, получится, что датчик окажется близко как раз к карману на штанах. Поэтому, телефон только в рюкзак. Уже заказал себе мягкий термо-чехол.
3.   Когда начинаем поиск – на датчик не смотрим, а слушаем, как телефон. Смотреть на него не будет возможности, смотреть лучше по сторонам, искать визуально и скорее всего, придется ехать по очень неровной поверхности. При этом, не закрываем пальцем динамик. Я случайно закрыл. Вывод: такое приходит только с тренировкой. Такое не вспомнишь и об этом не пишут или просто, забывается. Когда начал пищать, тогда уже смотрим куда и какое расстояние он показывает.
4.   Тренируйте групповой поиск!!!! При гурпповом поиске важно держать строй!!! Чаще всего катаются в группах и группой поиск очень эфективен, но никогда не отрабатывается в упражнениях, а на практике совершается много ошибок. В теории все просто. Когда один, едешь змейкой. Когда в группе, каждый берет свой сектор и если сектор уже 40м (20 в каждую сторону), то можно просто по прямой вниз, а если сектор широкий, тогда его тоже змейкой. Но на практике, получается, что невозможно ехать идеальной змейкой, тем более, если склон широкий. Мы отрабатывали поиск группой. Теорию и все знали и всем все было понятно, а на практике: было нас трое, склон широкий, что не позволяло ехать прямо. Обязательно кто-то уезжал вниз, ошибочно, пропуская сигнал в своем секторе! Потом, в случае когда датчик начинал пищать, было непонятно в какую сторону ехать. По логике, если делал правую дугу и как раз в самой правой точке запищал, то нужно продолжать просто вниз или правее. Но датчик, при максимальном расстоянии, направление показывает неверно. Да и из-за линий электро-магнитного поля, он будет вести по кривой, причем, показывать может противоположное направление. Когда только начал пищать нужно смотреть на изменение расстояния до обьекта, приближается или увеличивается. 2 раза оказался в ситуации когда начинал слышать писк, после этого терял сигнал и приходилось возвращаться наверх, в предыдущую точку. В обоих случаях жертва была на краю или за пределами моей зоны, а товарищи, пропуская, уезжали вниз. Как-то раз, услышав писк, как по книжке, начал ехать вниз. А нужно было завершить дугу. Жертва была как раз на другом краю моей зоны. В итоге сигнал пропал. Пришлось вернуться на точку, где сигнал был, а потом еще шагал из стороны в сторону, чтоб понять в какую идти. Повторюсь, на расстоянии 40м, датчик часто направление показывает неверно. Во втором случае тоже начал пищать, но жертва была за пределами выделенной мне зоны. Поэтому, пропустил, вернулся и тоже взяло время, определить направление. Важно, чтоб все участники более или менее ехали на одном уровне. Когда начинает пищать – подымайте руку.
5.   Датчик передает каждые 2 секунды. Поэтому, нужно стараться без паники! Не спешить! Звучит странно, не спешить, но датчику для срабатывания нужно время. Хотя бы 2 а лучше 4 секунды (прием 2-х сигналов). Особенно это важно при точном поиске. Лучше медленней, но, чтоб потом не пришлось подниматься вверх или начинать сначала. Это приходит только в упражнениях. Даже в упражении, когда почти нет переживаний, я не давал ему достаточно время. А что было бы в реальной ситуации?
6.   Точный поиск делаем на одной высоте. На высоте колена. Почему? Мы можем проваливаться в глубокий снег. Могут быть большие куски снега. А высоту сохранять важно. Поэтому, датчик всегда держим возле или на уровне колена.
7.   Когда делаем точный поиск – датчик не крутим по сторонам. Держим параллельно к поверхности и не крутим! Тоесть, к примеру, если начали держать его по направлению в верх горы, так и остаемся. Или в сторону или вниз, но не крутим. И даем время датчику, не спешим.
8.   Точный поиск не такой простой как показывают на ютубе, когда начинают искать именно над жертвой. На практике, начинаем искать в каком-то направлении, например, вперед-назад. Продвигаемся, выбирая минимальное расстояние. Затем, ищем вправо-влево. Находим минимальное расстояние и повторяем вперед/назад. Обычно, мы находили с 3-х итеракций.
9.   Щуп держим перпендикулярно к склону, а не вертикально. Важно, хотя бы, сохранять угол. С этим проблем обычо ни у кого не было.
10.   Важно чтоб кто-то один, лучше самый опытный становился лидером и начинал руководить. Кто-то должен вызвать помощь, другие должны искать, причем грубый поиск очень важен, так как если сигнал будет пропущен, возвращаться вверх намного сложней и забирает много времени! Если ищет один, то по логике, нужно вызвать спасателей, а потом начинать поиск.
11.   На склоне не бросаем никакие свои вещи. И не ходим в туалет! Если понядобятся, придут собаки, а любая вещь лежавшая на снегу будет их сбивать. Нашли место где копать, достали щуп и лопату, а рюкзак опять на спину. Кстати, инструктор требовал, в момент, когда определили точное место, датчик назад, в сумочку не ложим, а просто, отпускаем висеть на резинке. Есть в этом смысл чтоб не терять время. Хотя минус для случая повторной лавины.
12.   Если на склоне видим какие-либо вещи, например палки, лыжи, а датчик не пищит, то не сбиваясь с траектории змейки, подьезжаем, проверяем, если просто вещь, оставляем на том же месте и едем искать дальше.
13.   Датчик должен всегда оставаться пристегнутым на ремне или резинке, во время поиска тоже! При падении или еще чего хуже, датчик улетит.
14.   Датчик в куртку не ложить а только или в карман брюк или вспециальную сумочку на боку. А то найдут куртку, которая может слететь.
15.   Не стесняйтесь обговорить с группой основные понятия и методы. Даже если человек выглядит профи, может оказаться, что он не знает элементарные вещи теории. Да и напомнить не помешает.
16.   Телефон спасателей должен быть написан на листе и быть в рюкзаке. Всегда делал это в телефоне и это хорошо, но батарея может сесть, а у товарища может быть не записано.
17.   Самый важный вывод. Делайте упражения! Работа в группе, которая как раз самая эффективная, может быть отработанна только в группе и в упражнениях! Никакая теория это не заменит!

В день по упражнению, по 20 мин. Это не много, а очень важно. Например, сегодня поиск. Завтра, со щупом. Звучит глуповато. Ну что там может быть сложного? А пример, когда делали упражение со щупом, я забыл зафиксировать натяжку. Дома, всегда проверял его перед отпуском. Дома, когда отрывал, все понятно - это же элементарно! А когда достал на снегу, забыл зафиксировать. А были такие, которые получили щупы от инструктора и совсем не знали как зафиксировать из-за особенности конструкции. Для упражнения всего то нужно обговорить место начала поиска, ширину поиска, чтоб кто-то отьехал вниз по склону, сделал палкой дырку в снегу, засунул датчик, закопал и отьехал в сторону. Очень эфективно засовывать по углом для отработки точного поиска.

Еще мы делали небольшие тесты на сдвиг снега. Ситуация была достаточно сложная. Было 4/5. Было много сходов небольших природных участков. Был среди нас один поопытней и как-то на южном склоне он сказал, что снег проседает, а инструктор подтвердил. Лично я, не почувствовал. Начали копать и все стало понятно. Прямо как в книжке. Такие тесты тоже не помешает попрактиковать. Из-за ситуации со снегом в этом отпуске, катались мы по лайтовым склонам, зато этот отпуск получился самым результативным в плане образования.

Не ленитесь! Делайте упражнения!
Logged

Vadym17

  • Эксперт
  • *****
  • Offline Offline
  • Posts: 257

Жаль было только рюкзак инструктора. На предпоследнем занятии мы таки его проткнули щупом...
Logged

GreenA

  • Administrator
  • Бог, просто бог
  • ******
  • Offline Offline
  • Posts: 1914
    • http://greena.livejournal.com

Перепость в мордокнигу :)
Logged
If I sleep with you tonight, it doesn't mean I'll ski with you tomorrow
 

Bottom
Russian America Top. Рейтинг ресурсов русской Америки. Member of skinet topsites